пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
В индийском штате Раджастхан существует каста «калбелии». Народ этой касты ведет кочевой образ жизни, путешествует в пустыне, и останавливаясь, делая лагеря под названием «дерос (deros)». Эта - каста заклинателей змей. Мужчины этой касты ходят вместе со змеями в тростниковых сумках по домам, где показывают свои представления. Одеты они, чаще всего, в светлую одежду. На голове у них красивый, яркий, красный, либо красный с золотом чурбан. Женщины этой касты тоже называются калбелиями, но только они показывают не представление заклинателей змей, а танцуют ряд танцев, один из которых имитирует движения змей.
Вернемся к заклинателям, вы наверно иногда видели, как наши факиры изображают заклинателей змей с короткой трубочкой в руках. На самом деле этот инструмент называется «пунги». Это духовой инструмент, сделанный из сухой тыквы, тростника и пчелиного воска. Длинная трубка, которая как будто бы продета через среднего размера мячик. Так образно можно описать ее форму. Этот «шар», то есть расширение трубки, находится приблизительно посередине.
Музыка калбелии это использование трех инструментов: пунги плюс цимбал и чанга. Чанг – это нечто вроде барабана с его помощью осуществляется перкуссия. Цимбалы вместе с чангами дают ритмическую основу. Ритм в музыке калбелиев очень частый, что дает музыке энергичность и темп, тогда как духовой инструмент создает мелодический фон. Танцы штата Кашмир
У женщин можно условно различить 2 типа костюмов. Первый вариант – это яркая цветная одежда. На фоне серой пустыни яркая одежда смотрится очень выгодно. Красные, желтые и оранжевые цвета – самые распространенные цвета в культуре Раджастхана, что обусловлено пустынным, серо-песочным окружением. Прибавьте к этим ярким цветам еще яркий пестрый декор на юбках, чоли и вообще всех предметах одежды. Посмотрев несколько коротких англояязычный документальных фильмов на тему жизни этой касты, можно увидеть, как в такой одежде женщины касты калбелии ходят по домам, чтобы петь и танцевать, т.е. живут образом жизни похожим на цыганский.
Здесь может быть как строгий стиль (на фоне черной одежды вы видите серебристые и белые варианты отделки) или узорчатый стиль. Широкая кайма. Юбка, как правило, часто поделена на сектора крупными, серебристыми или белыми тесьмами. Или же узоров много и они пестрые, но фон все равно черный. Обычно женщины одевают блузу достаточно длинную, закрывающую живот, и длинную, широкую юбку, которая благодаря складчатости и многочисленному декору кажется очень большой и немножко скомканной.
На голову одевается прозрачный платок, он тоже черный и по краю его идет очень широкая кайма, серебристая либо белая. На платке вышиваются красивые узоры, чаще черные, чем цветные.
Этот костюм (черный костюм) имеет следующий смысл. Он должен помочь представить танцовщицу в виде змеи. Т.к. эта каста – каста заклинателей змей, то танцовщицы изображают, как правило, кобру. Для того чтобы изобразить змею, танцовщица много вращается, тем самым напоминая нам о кольцах змеи. Также в этом танце характерны скачки, прыжки и владение юбкой. Танцовщица как бы открывает и тут же энергично закрывает фалды юбки, показывая капюшон змеи. С юбкой также проделываются множества всяких движений, а уж вращений у калбелиев вообще огромное количество. Вращаются они самым разнообразным образом. Фактически сам этот танец – вращательный.
Вращение в нем занимает большую и главную часть, особенно если это тот самый «черный» вариант. Один из вариантов вращения: танцовщица придерживает руками свой платок, немного наклоняется и в этом положении, меняя углы наклона, развороты рук, вращается долго и интенсивно. Второй вариант, когда танцовщица перегибается, вы наверняка видели это в танцах разных народов мира, очень красивое, эффектное и очень энергичное и быстрое вращение.
Танцовщица может брать в руку юбку, а другую руку поднимать в воздух, может обеими руками брать юбку, может поворачиваться не равномерно. Т.е. при каждом туре, вслед за медленным движением, следует интенсивный разворот. Поэтому хорошая танцовщица, опытная исполнительница, может действительно удивить зрителей комбинацией разных вращений. Другие танцы штата Раджастхан.
Из них самыми распространенными являются два.
Первый – это когда танцовщица сидит почти что в полушпагате. Представим себе, правая нога согнута спереди, левая сзади, она ее тоже сгибает и захватывает правой рукой. И после чего она переводит эту сцепленную руку-ногу через голову, минуя ту самую позу, происхождение которой, несомненно, индийское.
Другой вариант, не менее любопытный, это принятие мостика во время танца. Сначала танцовщица снимает с себя кольца, эти кольца имеют круглые плоские украшения. Фактически на это расширенное украшение круглой формы танцовщица и кладет эти кольца, чтобы душки торчали над полом. После чего она отходит, разворачивается спиной к зрителю и наклоняется в состояние мостика, после чего она захватывает эти душки веками глаз и когда она поднимается, то расширенное украшение кольца, фактически закрывает ей глаза. Тем самым она изображает так называемые «глаза кобры». Второй вариант этого же трюка, когда она снимает подвеску, прикрепленную заранее к платью. Красивая широкая подвеска укладываеся горкой, так чтобы сверху было как бы ребро, горбик. После чего тоже отходит назад, поворачивается спиной к зрителям, встает на мостик и губами захватывает за горбик эту подвеску. В процессе медленного поднимания, как и в первом случае, она старается подольше демонстрировать зрителю, что она смогла ртом захватить такой предмет. После чего спокойно вынимает его изо рта и снова прикрепляет к одежде. Либо даже какое-то время с ним вместе вращается. Мы как будто видим, перед собой «язык кобры».
Особенности движений раджасханских танцев калбелиев - довольно-таки резкие, энергичные движения руками. Тоже - показ того, как двигается змея. Еще характерные движения – это тряски плеч, особенно в таком положении, когда танцовщица сидит на коленях и отчасти это может вызвать ассоциации с цыганскими танцами. А в стоячем положении: резкие повороты со вскидыванием рук то в одну сторону, то в другую, в том числе, стоя спиной к зрителю.
Интересная особенность костюма это наличие большого количества браслетов, браслеты одеваются не только на запястье, а также еще одеваются на предплечье. Вы видели в некоторых фильмах такие танцы, когда белые браслеты находятся у танцовщицы, как чуть ниже плеча, так и на запястье и при этом танцовщица одета в черное? Скорее всего, вы видели танец калбелии. На ногах же браслеты часто напоминают по форме змею, которая сама же захватила свой хвост, они могут даже располагаться в два ряда. Очень крупные, пышные украшения одеваются также на шею и в качестве серег. И, в отличие от многих других индийских штатов, эти украшения не золотистые, они многоцветные. И вообще весь костюм соответствуют тому, что мы называем у себя, в западной культуре этно-стилем. Танцы штата Махараштра
При всем при том, женщина не старается вызвать зловещую атмосферу, приближение опасности, ведь змея это риск, это страх и опасность, но, смотря на танцы калбелии, у вас не должно возникнуть такое чувство.
Вот пример того, как отрывок калбелии «проскакивает» в современных индийских фильмах. В фильме «Лабиринт» во время одного из праздников вы можете увидеть короткий фрагмент, как женщины в черном с отделкой из серебра и белой тесьмы крутятся, взяв в свои руки шаль.
Вокал и песни калбелии легко можно отличить от других стилей, они выделяются среди индийской музыкальной культуры характерными особенностями. Вы не увидите той мелодичности, к которой мы привыкли в индийской песне. Как правило, танцовщица тянет какую-то гласную, а потом быстро проговаривает несколько слогов и снова тянет другую гласную. Она не распевает мелодию, как это мы привыкли в своей родной культуре и привыкли в индийской музыке. Это совершенно особенная манера пения и поэтому музыка калбелии легко узнаваема. Плюс к тому же кроме вокала вы там услышите только тот самый духовой инструмент, который фактически играет роль всех музыкальных инструментов сразу. Разве что кроме ударных, так как роль ударных выполняют цимбалы и перкуссия. Ритм перкуссии очень густой, что благоприятствует быстрому темпу танца и его зажигательности. А мелкий перебор цимбалами, ассоциируется с тем звуком, который издает кобра, когда ее кольца трутся друг о друга. Пенджабские танцы
Сейчас существуют целые фестивали калбелии, которые проходят, чтобы поддержать сохранение и развитие культурных традиций Индии. Есть также еще два танца в музыкальной культуре этой касты, кроме танца змей.
«Матку (matku)» – это те танцы, которые женщины племени танцуют просто ради своего отдыха, они не танцуют их ради публики и, как правило, там вокал отсутствует целиком и полностью. Это только ритм, женщины одеты в свои яркие, разноцветные одежды и свободно двигаются по кругу, вращаются они при этом мало, в основном двигаются руками и корпусом.
А также танец «лур». Здесь же, напротив, мы видим преобладание вокала над другими инструментами. Это веселые песни быстрого характера, приуроченные к холли. Холли – это как мы уже знаем, один из самых главных праздников Индии, веселый праздник молодости, шаловливости и озорства. Эти песни чем-то похожи на наши русские частушки. Они забавные и по содержанию и призваны развеселить присутствующих. Те, кто их поют, пританцовывают на месте, те, кто не поют, танцуют рядом. Общий смысл этих песен и танца - поддержание состояния веселья и радости.
Смотрите другие статьи об индийских танцах, много видео indian dance есть в разделе Видеоклассификатор Divadance, плюс Фотогалереи индийских танцев
Автор статьи: Елена Стеценко
Статья опубликована 7 мая 2014г - Divadance
Индийские танцы на основе танцев заклинателей змей Раджастхана (kalbelia) "Женская сущность"
отчетный концерт "Диваданс" в большом концертном зале отеля "Санкт-Петербург" 18 января 2014г.
Хореограф Стеценко Елена
Танцевальная студия Диваданс (Divadance)
- школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha