Статьи о танце от школы Divadance - Спб

пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Танцевальный Эрмитаж - часть 2 - Главный Штаб

 

 

Автор статьи и маршрута: Елена Стеценко

 

Живопись 19-20х веков (в том числе импрессионисты, постимпрессионисты, кубисты, авангардисты и пр.) теперь в Главном Штабе. Там много интереснейших объектов, связанных с танцем. Балерины Дега, Танец Матисса, Саломея Пикассо, так что нам сюда надо! Он рядом с Эрмитажем. Ваш билет действителен и в Эрмитаж, и в Главный Штаб.

 

ГЛАВНЫЙ ШТАБ

 

Когда Вы войдете, то придется сначала отмахать длинные коридоры к кассам (на кассах лежат схемы залов, не забудьте их прихватить), потом к гардеробам. Дальше нужно точно выйти к лифтам, потому что нам аж на 4 этаж надо. А если Вы уже были сегодня в Эрмитаже, то пожалеем наши ножки.

 

Около гардероба начинается широкая закругляющаяся лестница. Она выведет Вас в атриум. Главный штаб это по сути замкнутая цепочка зданий, в середине которой вытянутый прямоугольный дворик. Сейчас он крытый (атриум) и вот именно в нём есть очень-очень широкий подъем вверх. Ищем глазами верх лестницы и вверху торжественно оформленный вход. Когда Вы туда доберетесь, то справа и слева в этом помещении есть лифты. На схеме они отмечены как зеленые квадратики с белыми стрелочками, направленными вверх и вниз.

 

Поднимаемся на лифте на четвертый этаж. Поворачиваем налево и коридор приведет Вас почти сразу к началу экспозиции. Экспозиция на четвертом этаже — это цепочка залов без разветвлений. Идете только в одном направлении и не запутаетесь. Периодически эта цепочка изгибается или поворачивает, но, в целом, ориентироваться в Главном штабе легко. В конце пути мы вернемся снова к тем же лифтам.

 

Второй зал слева — номер 402 нам и нужен.

 

Смотрим на первую картину справа.

 

Зал 402. Эдгар Дега. Две танцовщицы. Франция, 1897-1838 гг., холст, масло.

 

 

И еще на четвертую картину справа - на той же стене.

 

Зал 402. Эдгар Дега. Танцовщица. Франция, 1896-1898 гг., холст, масло.

 

 

Эдгар Дега очень любил рисовать балерин: на репетиции, на сцене, в гримерке. Здесь мы видим две картины и ещё дальше увидим одну. Оценим ту легкость, какой обладают балерины на его картинах. Да, они не такие невесомые, как сейчас. Но и фигуры, принятые для балерин в те времена, были другими. А сами картины доносят до нас изящество, легкость, подвижность, грацию и т. д.

 

Увидеть больше картин Дега на тему балета и сравнить их с теми, что представлены в Эрмитаже, Вы можете в отдельной статье Диваданс, посвященной картинам Дега о танце.

 

Живопись Дега относится к направлению «импрессионизм», и мы сейчас можем увидеть все её качества на этих картинах. Игра свет и тени, стремление создать ощущение мимолетности («импрессио» - впечатление) и присутствия, тонкая работа с оттенками и некоторая приглушённость цветов.

 

 

Заходим в следующий зал из прежнего коридора, сквозь него переходим в зал 404. Стеклянная витрина около окна. Видим там заметную тёмную статуэтку.

 

Зал 404. Эдгар Дега. Танцовщица, оглянувшаяся на свою правую ступню. Франция, 1900-1910, бронза.

 

 

Такое изображение танца от Дега выглядит неожиданно, не правда ли?

 

Рядом с витриной справа висит ещё одна картина картина Дега на тему балета.

 

Зал 404. Эдгар Дега. Танцовщица. Франция, 1874 г.

 

 

 

Проходим насквозь следующие 11 залов — с 405 по 415. В следующем (№416) смотрим направо.

 

Зал 416. Руссель, Кер Ксавье. Триумф Вакха (Сельский праздник). Франция 1911-1913 гг., холст, масло.

 

 

Если Вы уже прошли наш танцевальный маршрут по главному зданию Эрмитажа, то навидались там Вакхов, вакханок, менад - какими их изображали в древности. Вот теперь можно оценить в сравнении - танцующий вакх на картине начала 20ого века. Кстати, это одна из двух парных полотен на тему танца на природе (второй нет в Эрмитаже).

Начала 20го века ознаменовалась удивительным всплеском множества новых направлений в живописи. Данный художник принадлежал к течению "наби" (набИ - от древнееврейского - пророк, избранный). И на этой картине мы можем увидеть основные черты этого стиля: доминирования цвета над всем остальным, малое использование объема (плоскостная живопись), мягкость, обобщенность (все фигуры и их фон составляют единый мир - единое целое).

 

 

Проходим насквозь следующие залы - с 417 по 421. Если Вы уделили Главному штабу отдельный день, то эти залы стоит посмотреть «для себя». Там столько шедевров живописи в направлениях: импрессионизм, постимпрессионизм, абстракционизм и прочее. Но мы не будем описывать эти шедевры, а пойдем танцевальным маршрутом.

 

 Итак, мы дошли до зала номер 422. Справа примерно в середине. Две картины рядом.

 

Зал 422. Кес Ван Донген. Танцовщица (красная танцовщица). 1907-1908 гг., холст, масло.

 


Здесь совсем другой жанр танца – кабаре. Прекрасно передана зажигательность и жизнерадостность этого танца.

 

Рядом – слева картина того же художника с другим стилем танца.

 

Зал 422. Кес Ван Донген. Антония Ла Кокинера. 1906-1907 гг., холст, масло.

 

 

Яркие краски, динамичная подача. Стили танца разные — кабаре и фламенко, но поданы похожим образом.

Кес Ван Донген — один из основоположник0в фовизма. Это одно из многих удивительных направлений живописи, возникших в начале 20ого века. Этот период недаром называют «серебряным веком» - небывалый расцвет новых направлений в живописи, архитектуре, поэзии, музыки, танца (рубеж 19 и 20 веков).

 

Для этого направления характерно отсутствие перспективы и светотени. Из-за этого живопись становится как бы более плоской. Таким картинам свойственны: яркие цвета, динамичность, эмоциональность и даже страстность, некоторое стремление к упрощению. Соотнесем всё это с двумя картинами которые Вы сейчас увидели.

 

 

Мы сейчас должны немного повернуть направо — расположение залов заставит нас это сделать, пройдем насквозь залы с 424 по 429 (6 залов). Пройдем в зал 430 + 432 (они практически едины и справа от них есть по залу. Во втором таком зале справа надо найти картину Пикассо на тему танца. На карте это зал 432 (на сайте Эрмитажа значится, что картина в зале 433), но в помещении цифры нет.  Ориентируемся на схему, которую Вы взяли на кассе (там это зал 432).

Третья справа (если считать от окна) картина.

 

Зал 433 (или 432) Пабло Пикассо. Танец с покрывалами. Франция, 1907 г. Холст, масло.

 

 

Танец с покрывалами — так традиционно называют танец Саломеи. Саломея — это библейский персонаж, исполнивший соблазнительный танец. Произошло это в результате науськивания её матери-царицы, чтобы выпросить голову Иоанна Крестителя. Попробуем и мы уловить в этой картине её коварство. Конечно, фирменные ломанные линии Пабло Пикассо затрудняют этот процесс (стиль называется «кубизм» и глядя на картину, понятно, почему). Почему танец именно с покрывалами? Танец Саломея исполнила максимально соблазнительно и в процессе скидывала с себя 7 покрывал (накидок) постепенно одна за другой.

 

Как такого персонажа изображали другие художники в разные века? Загляните в статью «Танец Саломеи на картинах художников» и Вы можете сопоставить эти образы — там много примеров картин приведено. Плюс больше информации об истории Саломеи и насколько её можно считать правдоподобной.

 

 

Пройдем насквозь ещё несколько залов — с 434 по 438 и пройдем в зал 440. Знаменитая картина Анри Матисса «Танец». Пропустить её трудно, потому что она полстены справа занимает.

 

Справа, огромное полотно, найдёте сразу.


Зал 440 Анри Матисс. Танец. Франция. 1910 г. Холст, масло.

 

 

Живопись Матисса сначала может показаться излишне примитивной. Чтобы оценить творчество этого художника надо пройтись по этому залу (и предыдущему, пожалуй, тоже), чтобы уловить, в чём именно прелесть его картин. Вы откроете для себя удивительную жизнерадостность его картин.

 

Теперь наш маршрут закончен. Вам осталось пройти 2-3 зала и попадете снова к лифтам.

 

Если Вы начали с Главного штаба (а не с Эрмитажа), то перейдите по ссылке к основной части маршрута (по зданию Эрмитажа).

 

 

Если Вы закончили весь маршрут, то до новых встреч!

 

Если статья станет популярной, то мы сделаем новые подобные маршруты на тему танца.

 

Сегодня мы видели предметы разных эпох и разных стран. Обобщим, на каких «носителях» мы видели танцы:
холст, масло
рисунки, бумага, гуашь
тангка на холсте, краски
мраморный рельеф
скульптура из мрамора
фарфоровые статуэтки
античная керамика (глина)
плакетка
статуэтка из бронзы.

 

 

Автор статьи и маршрута: Елена Стеценко

 

 

Статья опубликована 5 декабря 2019г - Divadance

 


Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha Диво дэнс
© 2005 by Zhuzha