Статьи о танце от школы Divadance - Спб

пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Танцевальный Эрмитаж

 

 

Автор статьи и маршрута: Елена Стеценко

 

Давайте пройдемся по Эрмитажу, осмотрев экспонаты, связанные с танцами! Танцевальная экскурсия по Эрмитажу. Детальное описание куда пройти, куда повернуть, с номерами залов на случай, если Вы засомневались в правильности пути. Где именно каждый экспонат стоит/висит/лежит. Экспонаты разных эпох и стран, но все на тему танца!

 

- надо пройти в следующий зал (залы)

- следующий пункт назначений находим в этом же зале


Описаны, разумеется, только экспонаты постоянной экспозиции. В Эрмитаже также много временных выставок, они приезжают, уезжают. Такие предметы не было смысл описывать, так как их Вы можете не застать. Хотя и постоянная экспозиции со временем может несколько измениться, затруднив Вам поиск экспонатов. Осматривая то, что связано с танцем, мы по пути «зацепим» несколько красивейших парадных залов.

Порядок витрин, окон и т. п.  (вторая витрина слева и т. п.) указан считая по ходу нашего движения.

Согласны? Тогда давайте начнём!

 

Несколько советов общего плана.

 

Обязательно не забудьте паспорт! Иначе будете платить почти в два раза больше за билет. Если какие-то льготы (пенсионер и т. п.), то соответствующие удостоверение. Там с этим строго.
Все общие рекомендации основаны на посещения в ноябре 2019г и на момент Вашего посещения что-то может поменяться.

Выходной — понедельник. С мая по сентябрь людей намного больше — туристы. В каникулы тоже много. Лучше всего, конечно, в будни днём — людей меньше. Если этот вариант для Вас недоступен, а очередей вы опасаетесь, то обратите внимание на дни, когда музей работает допоздна — среды и пятницы. Вечером в такие дни там довольно свободно.
Часы работы и цены лучше уточнить на сайте Эрмитажа здесь . Обращаю внимание, что билет теперь там комплексный — Эрмитаж + Главный Штаб на один день (есть еще другой комплексный на большее число объектов, но нам он не нужен), на ноябрь 2019г стоит 400р (если паспорт РФ с собой) и бесплатно школьникам, дошкольникам и пенсионерам.


Если в Эрмитаж большая очередь, то можно пройти в Главный Штаб и купить билет там. Тогда в Эрмитаж можно пройти без очереди.

 

Раньше живопись 19-20х веков (в том числе импрессионисты, постимпрессионисты, кубисты, авангардисты и пр.) были на третьем этаже Эрмитажа и это было очень удобно. А теперь всё это перенесли в Главный Штаб. Увы!!! А там много интереснейших объектов, связанных с танцем. Балерины Дега, Танец Матисса, Саломея Пикассо, так что нам придётся идти туда обязательно. Не беспокойтесь, он рядом с Эрмитажем.

Если Вы покупаете билет в самом Эрмитаже, то двигаемся так, как описано в данной статье — от старинных времен к современности и это, конечно, лучше. Тогда в Главный Штаб пойдем в конце.

Если Вы из-за очереди пошли покупать билет в Главном Штабе, то побережем Ваши ноги и посетите ту часть, что в Штабе сейчас, а потом пройдете в Эрмитаж и посетите остальное. Кликните на ссылке и сразу попадете в раздел объектов в Главном Штабе, а потом вернетесь в основной маршрут. Хотя логичней всё-таки начинать с самого Эмитажа.

 

Итак, мы вошли в Эрмитаж.

 

В гардеробе не идите сразу в ближайшие три окна, пройдите немного вглубь, там обычно нет людей и не будете ждать. Если в удобства очередь, не вздумайте там стоять, через 100 метров будут более свободные, и ещё потом тоже они будут. Вернувшись в холл, где кассы, Вы увидите стойку со схемами Эрмитажа на разных языках. Возьмите русскую версию. На схеме есть номера залов, лестницы, она может Вам помочь, если Вы потеряете ориентиры.

 

Большой холл, где Вы только что прошли пропускной пункт и предъявили билет — это зал №1.
Сразу после досмотра вещей и билетного турникета переходите в центральный коридор и найдите слева от него две огромные каменные вазы, которые сами по себе заслуживают внимания и восхищения. Между ними Вы увидите довольно крупную скульптуру.

 

Зал 1. Карло Финелли. Три Грации (Танцующие оры). Италия 1824 г.

 

 

Нежные и приятные глазу линии скульптур радуют, сами танцующие изображены в очень расслабленных позах, в танце не напрягаются совсем. Как бы легко и медленно крутятся на природе, радуясь самой жизни. Кто такие оры? Богини времен года в древнегреческой мифологии, ведали порядком в природе. Вот он природе и радуются, танцуя на свежем воздухе. Скульптура очень популярна, около неё всё время кто-то фотографируется, наверное, и наш черёд сфотографировать себя на её фоне.

 

Чуть дальше – после второй вазы, тоже по левую руку будет еще одна скульптура.

 

Зал 1. Йозеф фон Копер. Танцовщица, 1862 г., мрамор.

 

 

В отличие от предыдущей скульптуры, сразу и не скажешь, что это танец. Поза довольно вялая и скорее всё это похоже на статичное позирование модели перед скульптором, чем на движение.

 

 

Идёте вперед. Так и хочется подняться по парадной лестнице с позолотой, но давайте переборем себя и прямо перед лестницей свернем направо в коридор. Кстати, рядом с основанием лестницы — там, где мы повернули, есть удобства, где свободнее и меньше людей, чем в блоке гардероба.

 

А мы двигаемся по длинному коридору, где слева магазины, справа кафе. Примерно в середине коридора будет поворот в египетский зал. Вы там, уверена, были ребенком, когда туда водили смотреть на мумию (она сразу справа).

В египетском зале изображений танцующих нам будет не найти. Но, если Вы исполняете танец живота, то стоит посмотреть изображения и позы людей на выставленных каменных образцах. Стиль восточного танца «фараоник», который существует сейчас опирается не на технику, которая до наших дней не дошла, а на копирование и обыгрывание поз на египетских рисунках. У египтян существовала наработанная схема изображения человека и его движений. Вот так они умели изображать людей, а по-другому нет. Получается танец «фараоник» - это обыгрывание манеры рисования человека, принятой в Древнем Египте. Плюс, конечно, танец использует их костюмы, украшения, прически.

 

 

 

Поднимаемся по нескольким ступенькам в маленький зал и продолжая движение попадаем в небольшой коридор с бардовыми стенами (зал 102). По нему все обычно идут транзитом, а зря. Посмотрите направо — на стене Вы увидите очень яркий и выразительный рельеф на танцевальную тему (третий по счёту).

 

Зал 102. Пляшущие сатиры. Римская работа I век, мрамор, рельеф.

 

 

Оцените какая экспрессия, какая мощь и страсть в движении! Вместо прилизанного спокойствия мы видим движения «из души». Сатиры в Древней Греции — это лесные божества, жизнерадостные покровители плодородия, резвятся, пьют, танцуют, гуляют. Могут изображаться козлоногими, а могут — в виде людей. Часто они делают всё вышеперечисленное вместе со своими женскими коллегами по цеху — нимфами, которые тоже рулят природными объектами и плодородием.  Кстати, по левой стороне этого коридора предпоследний рельеф тоже очень может порадовать глаз, хоть и не по части танца (Ганимед с орлом).

 

 

В конце коридора попадаем на развилку — нам направо. Теперь перед нами череда залов античного отдела Эрмитажа. Многие его недооценивают. Да и античное искусство может сначала казаться скучным. Это сейчас статуи все белые. Во времена Древнего Рима их раскрашивали. В зрачках был вставлены драгоценные камни (сейчас на их месте малюсенькая впадина), статуи декорировали драгоценными металлами, камнями, золотые венки одевали на голову.

А сколько мы слышали про наш питерский неоклассицизм в архитектуре? Сколько в нашем городе песочно жёлтых домов с гладкими белыми колоннами и эдаким скучным минимализмом?! Так раньше представляли античность и подражали ей, глядя на обветренные статуи и руины. Но уже давно стало известно, что античные здания были яркими и со множеством деталей и изнутри, и снаружи. Как раз античные залы Эрмитажа радуют своим стремлением передать красочность античности. Идя по залам Эрмитажа смотрите наверх, по сторонам и даже на пол — на красивые потолки, на узоры на стенах, мозаики на полу. Интерьеры здесь красивые и это намного ближе к античности, чем желтые стены с гладкими колоннами (у римлян они были чаще рифлёные, а не гладкие). Некоторые залы мы просто пройдем, но смотрите по сторонам и вверх, любуйтесь интерьерами.

 

Продолжаем идти вперед, пока не попадаем в угловой зал, откуда поворачиваем налево и в следующем зале примерно в середине по правую руку Вы увидите две очень похожих скульптуры.

 

Зал 109. Пляшущие сатиры. Римская адаптация бронзового оригинала конца 4в до н.э., мрамор.

 

 

Надо сказать, это самый разочаровывающий объект из нашей цепочки. Позы у них больно нетанцевальные. Для поклонника танцевального искусства это вряд ли интересно.

 

 

В том же зале сразу за сатирами есть муза танца Терпсихора.

 

Зал 109. Терпсихора. Римская работа по греческому образцу, 3-2вв до н.э., мрамор.

 

 

Надо сказать, что она по совместительству еще и муза пения. И здесь мы увидим её именно в музицирующем виде (а лучше бы в процессе танца). Но это напоминание нам о том, насколько танец тесно связан с музыкой, что даже муза общая. Немножко терпения, дальше экспонаты будут «более танцевальными».

 

 

Идем в следующий зал, слева увидите низ Октябрьской лестницы. В её основании тоже есть, кстати, удобства.
В революцию здесь поднимались рабочие при штурме зимнего Дворца, отсюда и такое название. Подниматься не надо, продолжаем движение. Проходим еще один зал и попадаем в очередной угловой зал. Тут мы увидим небольшую вещь, но очень красивую.

 

Справа окна, смотрим перед третьим по счету окном будет витрина-стол, в ней справа внизу лежит небольшой круглый объект.

 

Зал 112. Чаша краснофигурная: танцующая девушка. Глина, Аттика, 47-460 гг. до н.э.

 


Изящна и сама девушка, и поза, которую она принимает. Это — тонкое наблюдение за танцующей девушкой, полное восхищения танцем.

 

 

Этот угловой зал заставляет нас повернуть налево, переходим в следующий небольшой зал. Первая витрина справа. Верхняя полка, третий объект справа.

 

Зал 113. Кратер краснофигурный: менады и сатиры. Глина, Аттика, 400-375 гг. до н.э.

 

 

Вы наверняка слышали слово «Вакх», вакханки»? Бог виноделия и его весёлые (понятно, почему) спутницы. Это римские персонажи. А менады — это древнегреческое наименование вакханок, то есть прототип вакханок.

Они часто изображены веселящимися, танцующими, что в общем естественно, раз они к вину причастны. Хотя для нас, поклонников танца, хотелось бы более благородную причину для танцевальной экспрессии. Как например, уже видели у танцев «ор» и «нимф» — осуществление функуций хранительниц природы.

 

 

В том же зале посмотрим в витрину, которая слева сразу после входа в зал. Нижняя полка, третий объект слева.

 

Зал 113. Амфора чёрнофигурная танцующие менады. Глина, Аттика, 540 г до н.э.

 

 

Этот предмет интересен тем, что персонажи те же, но оформление совсем другое. Совсем другие костюмы, более близкие к восточным и позы такие, будто они восточные танцы танцуют. Оцените разницу!

 

 

 

Двигаемся дальше и проходим целую анфиладу (череду) залов. Оцениваем их интерьеры и идет по ним, пока не входим в зал, который является тупиковым (зал 118). Считаем окна (они слева). У третьего окна витрина слева, вторая полка сверху, третий объект слева.

 

Зал 118. Кратер краснофигурный: сатиры и менады. Глина, Южная Италия, 340-320 гг. до н.э.

 

 

Красивое изображение персонажей, которых мы уже раньше обсудили. Танцуют они вместе, но танцы непарные. Используют аксессуары — венки и другое.

 

Здесь же смотрим на нижнюю полку, второй объект слева, который интересно сравнить с первым.

 

Зал 118. Кратер краснофигурный: женщина с венком и двое юношей. Глина, Южная Италия, 345 г до н.э.

 

 

Вот так в одной витрине можно увидеть и танцы божественных существ, и простых людей. Менады и сатиры не сказать, чтоб боги, скорее второй эшелон божественных созданий. Но всё-таки не простые смертные.
А на втором объекте мы видим просто людей — юноши, девушки танцуют в свою радость. А мы радуемся разнообразию.

 

 

Вы помните, что мы в тупике, поэтому теперь нужно развернуться и пойти на выход из зала, после чего будет поворот направо — попадаем в цепь залов, которые заканчиваются развилкой. Здесь хочется сначала свернуть налево, чтобы в соседнем зале увидеть самую огромную каменную цельную вазу Эрмитажа (зал 128), а потом вернуться на развилку и соответственно пойти уже в другую сторону.

 

Вы сразу попадете в большой и очень интересный зал (зал 130) с рядами колонн, проходящими сквозь зал. Посмотрите вверх. Квадратные выемки в потолке называются кессоны и такой потолок — кессонным (античное изобретение). А здесь не просто кессоны, а блоки мини-кессонов внутри больших кессонов. Кессонный потолок дает удивительную акустику. Если вместе с Вами в зале есть другие посетители, то, если он не шепчут, Вы расслышите их слова даже через весь зал. Если один человек встанет в одном конце зала, а второй в другом, то речь будет нормально слышна и слоги различимы. Конечно, стараемся не мешать другим посетителям при таких экспериментах.

 

 

Здесь нам интересно первое окно справа, слева от него стоит витрина. Нижняя полка, единственный объект.

 

Зал 130. Лекана: Дионис и его свита. 365-335 гг. до н.э., глина.

 

 

Дионис — в Мифах Древней Греции бог виноделия, менады — его спутницы (позже у римлян это, напомню, Вакх и вакханки). Их занятия и причины их веселья мы уже обсуждали.

 

 

Теперь считаем шкафы по слева от того места, откуда мы в зал зашли. Третий шкаф (второй из крупных), вторая полка сверху, второй объект слева.

 

Зал 130. Кратер краснофигурный: менада с флейтой и танцующий силен, Апулия, 420-440 гг. до н.э.   

 

 

Интересна танцевальная поза Силена. Силен — демон, спутник Диониса. Сразу видно, что художник действительно видел танцы, срисовывал позы танцующих людей.

 

 

Проходим кессонный зал насквозь и попадаем на лестницу, ведущую наверх — на второй этаж. Сразу, когда Вы подниметесь, Ваш взгляд невольно остановится на скульптуре мужчины и женщины, словно охваченных вихрем танцевальных движений. Но нет, нам нужна не она. Это просто «сталкер» Аполлон преследует Дафну. Хотя эта скульптура могла бы послужить вдохновением любому хореографу.

   

Повернемся спиной к окну и лицом к зеленой малахитовой вазе. Слева по стене идут три двери. Справа — тоже такие же три. Вот между второй и третьей от вас двери слева есть интересная скульптура.

 

Зал 206. Луиджи Бьенэме. Танцующая вакханка. Мрамор, 1795 г, Рим.

 

 

Хотя тут тот же персонаж, что мы уже видели — спутница бога виноделия, в её позы много спокойствия, утонченности, грации. Другая эпоха - другое осмысление образа. Образ вакханки теперь — всего лишь повод показать танцующую девушку, не выходя за рамки классического сложившегося набора известных образов. Здесь милая изящная девушка одухотворенно танцует. Прекрасно проработанный мрамор, ощущение, что видишь, как развеваются одежды танцовщицы. В статуе есть одновременно и спокойствие, гармония, и динамика движения.

 

 

Снова поворачиваемся лицом к окну и нам теперь нужно свернуть направо — попадаем в череду залов, которую нам придётся пройти насквозь. Они небольшие и это недолго. Идем до конца (залы 207 по 216). Кстати, в одном из первых будет знаменитая картина Рафаэля Мадонна с младенцем — там всегда больше всего людей, не перепутаете.

Когда дойдете до углового зала, поворачиваем направо и в следующем зале будет то, что мы ищем. Сразу слева, напротив музейного магазинчика будет большая скульптура.

 

Зал 224. Ринальдо Ринальди. Танцовщица, 1793, Падуя.

 

 

Автор не стал условно привязывать танцующую девушку к тематике вакханок. Балетная поза, красивые руки, одухотворенное лицо. Надеюсь, что Вы не разочарованы тем, что пересекали ради нее корпус «Старого Эрмитажа».
А теперь найдите ошибку, которую совершил художник. Ошибку с точки зрения хореографии. То, что в таком танце не могло бы получиться технически?


 

Проверьте себя, кликнув «открыть ответ». Стоять на пальцах можно только в пуантах — специальной обуви с плотным утолщением в носке. А девушка, изображенная здесь стоит на пальцах в римских сандалиях. Невозможно. Но красиво.

 

 

 

Продолжим движение и попадем в узкую длинную галерею - «Лоджии Рафаэля» (зал 227). Названы они так, потому что являются копией Лоджий Рафаэля, которые находятся в Ватикане. Очень красивый интерьер, разнообразные росписи. Полюбуемся росписью стен, имитирующую лепнину, рельеф и прочие выпуклости, её ещё называют альфрейной живописью. Здесь мы видим её разновидность, сделанную в виде оттенков одного цвета — гризайль. Плюс тут же много многоцветных вставок.

 

Посмотрим направо — сразу после закрытой двери справа есть фигура танцовщицы на стене.

 

 

 

Теперь нужно пойти обратно часть залов, что мы до этого прошли. Но, если с Вами дети, Вы же не можете не сходить в рыцарский зал. Как они отнесутся, если узнают, что Вы были рядом и не зашли? Девочки умилятся лошадкам в полный рост, мальчики доспехам на рыцарях и лошадках. Для этого надо дойти до середины Лоджий, в которых Вы сейчас, и повернуть направо и потом сразу налево. Вот и рыцарский зал. А потом вернуться обратно к балерине / танцовщице, которую мы только что смотрели.

 

Тем же путем, что шли, возвращаемся к лестнице с черными перилами, по которой мы ранее поднимались (залы 216 до 206). Справа от нас все время должны быть окна с окнами на Неву.


Пройдем чуть дальше и попадем в красивейший Павильонный зал, где столики с инкрустацией, часы с золотым павлином и вид на висячий сад. Передохнем, полюбуемся и пойдем дальше, продолжая ту же линию по прямой, что «держали» - то есть выходим в следующий зал так, что окна на Неву и сейчас должны быть по правую руку. Переходим в извивающийся коридор, увешанный огромными шпалерами.

 

Сейчас мы передыхаем от исследования изображения танцев в искусстве и проходим ряд интереснейших и красивейших залов Эрмитажа. Раз уж нам надо перейти в другую часть музея, сделаем это через парадные залы.

Шпалерный коридор приведет нас в большой зал-холл, поворачиваем налево и попадаем в Малый тронный зал Петра с багрово-вишневыми стенами и троном. Из него переходим в огромный Гербовый зал – светлый зал с золотыми колоннами. Из него попадаем в небольшой Пикетный зал. Из него надо свернуть направо. Заходим в длинный бело-голубой зал с витринами с серебром. Идем в сторону окон и у самый окон сворачиваем направо.

Проверим себя – в залах, по которым Вы сейчас пойдете (283, 284, 285), окна слева, а вид из них открывается на Дворцовую площадь. Проходим два маленьких зала и попадаем в большой зал с перегородками, делящими его на небольшие секции. В первой же секции нам нужны будут две картины. Обе связаны с танцем и их интересно будет сравнить.

 

Первую смотрим справа – третья от входной двери.

 

Зал 285. Жан Батист Патер. Танец под деревьями, 1695 г. Франция, холст, масло.

 

 

Аристократическое общество развлекается. Танцуют для себя. Так сказать, «социальные танцы», как их сейчас именуют.

 

 

Вторую смотрим слева – четвертая от входной двери.
 
Зал 285.  Никола Ланкре. Концерт в парке. Портрет танцовщицы Камарго. Франция. 1690 г. Холст, масло.

 

 

В отличие от предыдущей картины здесь изображена профессиональная танцовщица, которая танцует на публику. Кстати, ещё и известная танцовщица, которая когда-то продвинула вперед классический балет. Если Вы возьмёте любую книгу по истории классического танца, Вы всегда там встретите раздел о той самой Камарго. Если поставить перед собой задачу вспомнить три значимые фигуры для становления классического балета, то сразу всплывёт три фамилии: Камарго, Тальони и Ваганова. При чём Камарго по хронологии будет первой. Так что запомним столь значимую фигуру и оценим изящество и отточенность движений и позы на картине.


Именно она стала первой вводить мелкие прыжки и связанные с ними движения (тогда прыгали только в мужском танце).  И довела, по словам современников, эти элементы до филигранной точности и удивительного мастерства. Тяжелые длинные платья и обувь на каблуках для этого не подходили, и именно Камарго укоротила платье до щиколотки плюс стала использовать другую обувь. Тем самым повернув классический балет в ту сторону, что привела его к известному нам виду. Значение её вклада трудно переоценить.


Если не торопитесь, то, стоя у картины, можете ознакомиться с её краткой биографией в википедии.

 

Вот так в одном зале соседствуют две картины с бытовым / социальным танцем и сценическим.

 

 

Теперь продолжим наше движение по череде залов, которое мы начали. Дойдем до конца данный зал, пройдем еще насквозь два маленьких следующих (286, 287) и большой .9289) с большими красивыми картинами-  пейзажами Гюбер Робера. Затем попадаем в угловой зал — номер 304 — он, очень красив, это золотая гостиная, где все стены в золоте и выглядит то интересно и впечатляюще.

 

 

 

 

Данный угловой зал заставляет нас повернуть вправо, и мы попадем в зал 305.

Это переходной маленький красивый зал между золотой гостиной и алым будуаром.
Ищем последний шкаф по правую руку. Третья полка, вторая группа слева.

 

Зал 305. Декоративная пластика. Фарфор, 1735-1760 гг.

 

 

Это всего лишь украшение стола, деталь столового убранства. Из всего того, что мы смотрим сегодня, это с художественной точки зрения, пожалуй, самый малозначительный экспонат. Но милый. И вносит разнообразие в спектр форм для отображения танца.

 

 

Продолжаем движение и попадаем в барочный роскошный будуар.

 

 

Маленький, но очень эффектный и, надеюсь, Вы были рады наткнуться в нашей прогулке на такую роскошь.

 

 

Продолжаем движение и проходим в зал номер 307, из него поворачиваем налево в зал 168, теперь направо в зал 167. проходим его насквозь и попадаем в зал номер 300.

Зал угловой, находим угол, где сходятся стены, имеющие окна. У правого углового окна прямо под ним витрина-стол. В правой её части Вы увидите изящный предмет.

 

Зал 300. Плакетка с фигурой танцующей нимфы из серии «Гуркуланумские фигуры», Стаффордшир, 1780 г.

 

 

Что такое плакетка? Это памятная или декоративная многоугольная медаль. Могут быть просто украшениями, сувенирами или изготавливаться как особый подарок.

 

 

Продолжаем движение и проходим насквозь два зала: 299 и 298 и переходим в зал 288. Ищем глазами дверь в помещение, ведущем на лестницу и поднимаемся на третий этаж.

 

Наверху перед Вами будет выбор — залы Японии (нам туда не надо сегодня) и зал-коридор (номер 358). проходим его насквозь, в следующем зале с китайскими резными столиками в центре (зал 357) поворачиваем налево, в следующем зале номер 360 снова налево, а в следующем зале номер 368 направо.

 

Переходим в темную комнату, в которой почти нет освещения. Смотрим сначала на первый блок из трех витрин на первой стене. Третья витрина, два изображения.

В данном помещении запрещена фотосъёмка, поэтому здесь нет фотографий.

 

Зал 369. Два рисунка рядом: Девушка под деревом. Девушка с олененком. Монгольская школа, бумага, гуашь, 17-18 вв.

 

На обоих рисунках девушки запечатлены в красивых танцевальных индийских позах. Рисунки маленькие, но очень четкие и привлекают внимание, радуют глаз.

 

Центральный блок витрин в этой же комнате, крайняя витрина справа, одно из изображений показывает группу людей. В центре которого танцующий человек.

 

Зал 369. Мегха рага. Раджастханская школа, конец 17 века, бумага, гуашь.

 

Типичная поза для танцев Южной Индии — с согнутыми коленями. Если в Северной Индии ноги, как правило выпрямлены, то южноиндийские танцы исполняются чаще всего на полусогнутых коленях и выворотных ступнях.

 

 

В следующем зале (тупиковом) слева ищем большую стеклянную витрину. Верхняя полка.

 

Зал 370 Шива Натараджа, Владыка танца. Бронза, Южная Индия, 17-19 вв.

 


Вы наверняка, уже видели такие статуэтки. Это очень древний образ, традиционной давно сложившейся подход к изображению Шивы, приобрел популярность еще с 10ого века.

 

Шива Натараджа переводится как «Король танца». Он танцует в круге огня (смотрим обод скульптуры), этот круг также символизирует круг рождений и смерти. Попирает ногой поверженного демона (здесь символ невежества). В одной из правых рук у него драмара — маленький волшебный барабан, звук, который пробуждает новые миры, с помощью барабана Шва творит. Это «изначальный звук» - «ом». Шива исполняет Тандаву — танец творения и разрушения миров. На одной из левых рук его пылает священный огонь. Вторая правая рука (без предметов в ней) дает людям защиту, а вторая левая (та, что рядом с правой) освобождение.

 

Подробнее о танцах про Шиву и этой символике в движениях читайте в отдельной статье.

 

 

Теперь идём обратно, проходим насквозь затемнённый индийский зал, в следующем поворачиваем налево и теперь насквозь проходим безномерную комнату и два зала — 361 и 362. Далее попадаем в зал 363.

 

Первое полотно справа.

 

Зал 363. Ваджраварахи – Алмазная веприца. Тангутское государство, Западное Ся, 982-1227 гг. Тангка на холсте, краски.

 

 

Ваджраварахи — женский аспект в северном буддизме. Один из символов женской энергии. Её еще называют «танцующая на небе». Освобождает людей от страха перед бушующими волнами океана бытия, от страха перед кругом вращения жизни (сансары). На сгибе локтя у нее ритуальный жезл — символ её супруга. Она попирает ногой фигуру — символ противников учения. Вокруг фигуры богини шесть изображений — это шесть её ипостасей.

 

 

Чтобы не запутаться, повернем назад и снова насквозь пройдем два зала, в третьем (номер 360) повернем влево, в следующем снова влево и попадем в длинный узкий коридор (зал 359). Он с помощью перегородок поделен как бы на секции. Нам нужна вторая секция, смотрим налево, на стене - большое изображение.

 

В нижней части бросается в глаза сценка с танцующими женщинами.

 

Зал 359. Сценки из жизни Будды Шакьямуни. Турфан, Сасык-Булан, 10-13 вв.

 

 

Изображение рассказывает историю жизни и просветления Будды. Справедливости ради надо сказать, что фигурки танцовщиц играют в этом рассказе явно неглавную роль.

 

 

Вот и закончился наш маршрут по главному зданию Эрмитажа. Теперь нам надо вернуться к лестнице, по которой мы поднимались ранее. Спустимся на второй этаж и посматриваем на подсказки «выход». Если Вы им доверитесь, то выйдете к нашему гардеробу. Наиболее краткой дорогой. Вы придёте к нему не мимо парадной лестницы, а, с другой стороны. Там тоже есть турникеты. Пройдя их, Вы уже не сможете вернуться в Эрмитаж сегодня. Сначала Вас спутает то, что гардеробы другие (для экскурсионных групп), но пройдите чуть-чуть и выйдете на знакомое место. Не стесняйтесь спрашивать сотрудников, как пройти к главному гардеробу.

 

Ваш билет действителен и в Главный штаб. Но, возможно, стоит сделать небольшой отдых, перекусить. В главном штабе у нас будет немного объектов и все они на одном этаже в одном длинном предлинном коридоре залов.

 

Готовы "освоить" Главный штаб - проходите по ссылке на вторую часть "танцевального" маршрута!

 

 

Автор статьи и маршрута: Елена Стеценко

 

Статья опубликована 5 декабря 2019г - Divadance


Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha Диво дэнс
© 2005 by Zhuzha