Статьи о танце от школы Divadance - Спб

пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
пр. Солидарности 3-3

(т. 8(962)727-42-74)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс
Diva dance ВКонтактеDiva dance в Инстаграмме - Instagram danceDiva dance на ЮтьюбеDiva dance в FacebookDiva dance в ТвиттереRSS-фид школы танца Diva dance

Статья: Танец в картинах художников. Эдгар Дега и другие.

 

Конечно, историю отображения танца в изобразительном искусстве стоило бы начать с наскальных надписей, древних пещерных рисунков и т.п., но предлагаю на них не останавливаться. В древних времен человек рисовал пляску: наполненную мистическим ритуальным смыслом или иную. Будучи, так сказать, западными людьми, давайте обратим свой интерес на взгляд нашей западной культуры на танец и его изменения в зависимости от эпохи, культурных течений.

Большая часть изображений Divadance доступна в укрупненном виде - кликайте на изображении, чтобы укрупненная версия открылась в новом окне.

 

Ранние примеры

 

Фрагмент фрески "Виллы Мистерий" в ПомпеяхАнтичные амфоры нередко содержат изображение танцующих. Их движения не скованы, величественны, сильны, уверенны. Танец - воплощение свободы духа, движения души. Здесь приведен фрагмент фрески виллы мистерий в Помпеях (справа).

 


Три грации Сандро БоттичеллиРелигиозное средневековье отнеслось к танцу как вредной и дьявольской пляске тела, поэтому так трудно найти старые картины на тему танца.

 

Эпоха возрождения реабилитировала многие вещи, хотя танцы на картинах встретишь все равно редко.

 

С некоторой натяжкой к "танцевальным картинам" можно отнести "Три грации" Сандро Боттичелли (слева).

 

 


Если мы рассмотрим период с 15 века по конец 19го, то найдем очень мало работ. Танцоры и хореографы чрезвычайно редко были теми персонами, которые хотел бы запечатлеть художник или на портрет которого он мог получить заказ.

 

 

 

Вот редкие исключения - персоны, повлиявшие на развитие западной хореографии.

 

Людовик 14ый, называемый также "король солнце" - танцевал сам в придворных балетных спектаклях, привлекал к этому делу придворных, учредил первую Академию танца, где происходило профессиональное обучение танцоров. Она была основана в Париже. "Король солнца" предстает перед нами в серии гравюр.

 

Людовик в костюме Аполлона Людовик в костюме музыканта Людовик снова в костюме Аполлона Людовик в костюме воина

 

В его изображении проскальзывает та легкость, непринужденность и утонченность, которую балет заимствовал от французского двора во главе с Людовиком 14ым в противовес резкой и даже грубой итальянской школе. Все эти черты проявляются как во внешности Людовика, так и в его танцевальных позах. Даже в костюме воина он больше похож на фею из какой-нибудь доброй сказки.

 

Смотрите другие статьи Divadance , много видео всех направлений танца есть в разделе Видеоклассификатор Diva dance, плюс Фотогалереи всех танцевальных стилей

 


Николя Ланкре изобразил нам танцовщицу Камарго на одноименной картине. Эта дама произвела революцию в искусстве танца 17го века, немного укоротив платье, обнажив щиколотки и чуть-чуть икры. Более короткое платье позволило и даже заставило исполнять более трудные и интересные движения ног. До нее единственными обозреваемыми фрагментами ног были ступни в туфлях, крайнее - щикотолотки. На картине мы видим танцовщицу в "летящей" позе, требующей равновесия, ноги ее выворотны. Так же у Ланкре мы застаем танец с социального ракурса: придворные танцуют на пикнике, развлекаясь (картина "Танец").

 

Николя Ланкре Танец Николя Ланкре Танцовщица Камарго

 

 

Никола Пуссен анец под музыку времениДругой прославленный французский живописец тех же времен Никола Пуссен в 1630ые годы рисует "Танец под музыку времени" - очень любопытную картину.

 

Она является неким обращение к античности, поэтому закономерно, что танец вновь приобретает свободу и эмоциональность.

 

 

 

 

 

 

 

 

анонимная неапольская гравюра конца 17го века на основе серий гравюр Жака Кало - Дель АРте

Интересна анонимная неапольская гравюра конца 17го века на основе серий гравюр Жака Кало, посвященной итальянской комедии Дель арте. Персонажи картины схвачены в экспрессивных, даже негармоничных позах.

 

 

 

Импрессионисты

 

Коренным образом изображение танца изменилось благодаря импрессионистам. Эти художники искали новые формы отображения мира, в которых можно было бы почувствовать свет, тепло или холод, ветер, даже запах, передать тонкие ощущения, не находящие отображения при досконально точной прорисовке объектов. И речь, конечно, пойдет о Дега. Но прежде чем остановиться на нем, упомянем картины на нашу танцевальную тему написанные в тот же период, что и балетный цикл Дега.

 

Ренуар и танец

Ренуар Танцы в Мулен де ля ГалетКартины Ренуара светятся любовью к жизни и окружающему миру, они несут теплые чувства, пронизаны радостью бытия. Серия картин на танцевальную тему: "Танцы в Мулен де ля Галет" 1876г., "танец в Бужевале" 1883г., "танец в городе" и "Танец в деревне". Изображены парные танцы, которым люди предаются, облекая свой досуг в культурную форму. Мы видим общение мужчины и женщины - разное в зависимости от их социальной принадлежности. Манеры в деревне, конечно, иные, чем в городе, что любопытно проскальзывает в позах и выражении лиц. Но в отношении танца как искусства нам эти картины ничего не дают.

 

Ренуар танцы на бульваре Ренуар Городской танец Ренуар Танец в деревне

 

 

Анри Матисс - всего одна картина, но какая!

 

Знаменитое полотно Матисса "Танец" давно будоражит умы мира! Живопись его нелегко принять многим - для этого стоит увидеть сразу много его работ в одном месте в одно время, чтобы оченить изюминку его стиля. Не все знают, что есть и вторая картина "танец" у этого же художника. Вот они обе.

 

Матисс - Танец - знаменитая картина Матисс - Танец - менее знаменитая работа

 

Смотрите также статью "Танец в картинах художников первой половины 20го века"

 

Эдгар Дега и его балерины

 

Вот теперь можно подробно остановиться на Эдгаре Дега. Тем более мы теперь увидим, сколь отличалось его отношение и внимание к танцу от своих соотечественников и современников. Хотя иногда про него любят писать, что, дескать, ему просто полуголые дамы нравились, тем более что чаще публикуют картины переодевающихся или разминающихся балерин. Но, если приглядитесь к большому количеству его картин, то Вы не будете воспринимать такой однобокий подход к его творчеству. Картины скажут все сами за себя (продолжение читайте ниже - после картин).

 

Наводите мышку на картину и увидете ее название.

 

Дега - балетная сцена Дега - Балет

Дега - Балетный спектакль вид на сцену из ложи Дега- Завершающий арабеск

Даге - Балетный класс мадам Кардиналь Дега - Репетиция

дега - Танцевальный зал Дега - Балетная школа

 

Эдгар Дега увлекся балетов в 70е годы и до конца дней оставался поклонником этого искусства. В ранних его картинах танец предстает перед нами волшебным сказочным миром необыкновенно гармоничных форм и красок. Все шло к тому, что Эдгар Дега станет академическим художником: он был из обеспеченной семьи и занимался в Италии изучением образцов классического итальянского искусства. Но ему предстояло стать одним из открывателей нового искусства - импрессионализма.


Дега - Балетный класс оперы на улице ЛеПелетье

"Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье" (справа) 1872г. Необычно, что центром картины фактически является пустое пространство, именно в него устремлена солистка, волнующаяся перед показом своего номера перед хореографом. И это пустое место в центре усиливает напряженность, исходящую от фигуры танцовщицы.

 

 

Дега - Танцевальный класс

"Танцевальный класс", 1874. Вместе с танцовщицами изображен Жюль Перро - мастер романтического балета. Каждая танцовщица занята каким-то своим делом. В этих танцовщицах еще есть хрупкость, одухотворенность, изящество, которые нередко затем будут уступать место усталости и изможденности, угловатости и нескладности, обреченности. Возможно, сказались полученные знания о тяжком труде у станка. (Те, кто занимаются в Divadance, классическим танцем, наверное, это поймут прекрасно). Возможно, на картины наложили отпечаток личные события в жизни художника.

 

 

 

Особенно интересными предстают перед нами сценические репетиции глазами художника. Изматывающая нервозность этого процесса сказывается в особой гамме, напоминающей слегка колорированную черно-белую фотографию. А также угловатость линий, напряженность или усталость на лицах участников процесса.

 

Дега - Балетный туфли Дега - Генеральная репетиция балета

Дега - Репетиция балета Дега - Репетиция

Дега - Танцовщицы в фойе Дега - Танцовщицы на репетиции

 


Дега - Голубые танцовщицы Картина "Голубые танцовщицы" (слева) приковывает взгляд удивительной поэзией цвета и линий. Движение практически можно увидеть, хотя живопись по определению статична.


Картины, изображающие танцовщиц на сцене показывают нам совсем другой мир - другие краски, волшебную иллюзию сказки и превращений. Это: "Балетный спектакль, вид на сцену из ложи", "Балет", "Завершающий арабеск". В первых двух "в кадр попадает" не только сцена, но и "кусочек" зала со зрителями. Дега словно для контраста ставит их рядом, чтобы подчеркнуть волшебство балетного мира. В последней из этих трех картин зрителей нет, в руке танцовщицы букет. Сочетание цветов создает драматичную атмосферу - контраст усталости балерины и торжества вследствие ее успеха.

 

 


Эдгар Дега словно бы указал волшебное окно в другую реальность, в которой можно почувствовать нечто недоступное в обычной жизни, но в то же время создаваемое людьми из плоти и крови, изнемогающих от тяжкого труда и усталости.

 

И за это ему большое спасибо!

 

Картины, посвященные танцу Саломеи

 

Танцы в картинах Тулуза-Лотрека

 

Статья опубликована 10 июня 2009г - Divadance

 

 


Елена Стеценко


Танцевальная студия Диваданс - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha