Статьи о танце от школы Divadance - Спб

пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Индийские танцы в общих чертах.

 

 

Классический индийский танец являет нам синтез физической и духовной силы. У различных направлений танца в Индии проявляется некий общий трансцидентальный импульс. Что во многом объясняется особым значением каждого жеста, а также связью с индуизмом с его богатейшим фольклором. Терминология индийского класического танца

 

 

В индуистских преданиях указывается на божественное начало танца, прежде всего танец был порожден одним из Богов. Западная цивилизация веками ставила танец в оппозицию своей вере, тогда как индуизм сделал танец средством духовного развития человека. В результате индийский танец тесно связан с преданиями, мифами, нередко для танца берутся темы мифов. Есть даже поэмы, написанные специально для постановки танцев на их основе. Раз религия не только разрешает, но и одобряет танец, в храме есть специальные площади для ритуальных танцев, а на стенах можно увидеть изображение танцующих.

 

Смотрите другие статьи об индийских танцах, много видео indian dance есть в разделе Видеоклассификатор Divadance, плюс Фотогалереи индийских танцев

 


искусство абхинайи - танцовщица обращается к публике с помощью жестов и выражения лица

 

Искусство абхинайи - выражение сюжета, эмоций через искусно подобранные выражения лица, жесты, грим, костюмы, сопровождающий вокал и текст песни. Положения пальцев и руки называются хастами или мудрами. Каждая из них имеет определенное значение. Поэтому для изучения классического индийского танца требуется определенная доля терпения. Чтобы понять такой танец, надо знать этот "словарь". Некоторые хасты понятны на уровне интуиции. Например, аккуратное прикрывание лица краем сари. А некоторые не понять без ознакомления с их символической сутью. К тому же, действуя одновременно, правая и левая руки могут показать разные хасты, вместе образующие новое значение.

 

Хотя не стоит сводить выразительность классического индийского танца к зашифрованным посланиям. Внесение информации в жесты отнюдь не освобождает танцора от выражения образа и сюжета танца традиционными для любого танца средствами. Во многих сюжетах есть как бытовой, так и духовный аспект. Например, героиня (найика) и герой (найака) ссорятся, мирятся и т.д. Третий персонаж - подружка героини способствует союзу влюбленных: знакомит, мирит. Все вроде бы очевидно. Однако есть и иной смысл. Героиня символизирует душу человека, а герой - высшую душу, высшую силу и смысл. Они стремятся к слиянию, чему способствуют доброжелатели: родители, друзья, учителя. Так, в трактовке разных исполнителей один и тот же сюжет может повернуться совершенно различными сторонами.

 

 

 

Индийский танец делят на классический, народный и болливудский.

Классический танец - нечто долго формировавшееся и широко признанное. Как и в других странах, в Индии можно увидеть различные танцы в различных областях. Некоторые запоминаются "приземленностью". Танцоры словно не могут оторваться от земли, двигаясь все время на полусогнутых ногах (например, бхаратанатьям и кучипуди). В других танцовщицы стремятся к небу, словно стараясь "вырасти" к нему (например, в катхаке). Вот несколько примеров классического танца:

 

Бхарата натьям - сложный танец штата Тамилнад. Танец динамичный, линейный., со множеством притоптываний, поворотов и прыжков. Много уравновешенных поз с вытянутыми ногами и руками. Подробнее о бхаратантьям

Кахтак - в переводе значит "танцевальный рассказ". На щиколотки прикрепляются колокольчики во много рядов. Танцор совершает множество вращений, импровизирует с помощью ног, достигая при этом высокого совершенства в овладении ритмами.

Манипури - танец края Манипур. В танце должна сочетаться строгая сдержанность и одновременно с этим легкость. Жесты плавные и перетекают из одного в другой. Есть также танцы с огромными колоколообразными двуслойными юбками.

 

До наступления 20-го века танец бхаратанатьям был частью храмовых обрядов. Танцовщицы, их музыканты были в большом почете. Они играли очень важную роль в исполнении ритуала и их действия в храмовом танце имели сакральный смысл. Храмовые танцовщицы назывались "девадасси" (буквально переводится - "раба Бога") или "баядерки". Британское правление многое изменило. Баядерки стали танцевать в домах землевладельцев, пользоваться дурной репутацией. К мифологическим поэмам для исполнения в танце стали присоединяться поэмы, восхваляющие землевладельца, которые теперь требовалось "вытанцовывать". Подобные изменения отрицательно сказались на отношении индийцев к искусству танца. Упал социальный статус танцовщицы.

 

 

 

Сейчас мы больше встречаемся с тем индийским танцем, что подносит нам индийский кинематограф. Отдельная статья Diva dance "Что такое болливудские танцы". Элементы классического и народного танца сплетаются с движениями, придающими танцу зрелищность. И пока поборники чистоты классических танцев спорят с современными творцами, мы радуемся, созерцая предметы культуры этой удивительной страны.

 

 

Автор статьи: Елена Стеценко


Статья опубликована 4 декабря 2006г - Divadance


Студия Диваданс, Санкт-Петербург.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha