пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Китайские танцы чрезвычайно богаты на атрибуты, издавна используемых для танца.
Начнём с него, потому что, пожалуй, это - самый специфично китайский атрибут. Одежда с длинными рукавами использовалась в Китае еще с эпох очень древних династий. Уже на ханьфу времен династии Хань рукава обычной (а не сценической) одежды были существеннее длиннее необходимого. Конечно, для танцевальной одежды нужны рукава намного длиннее любых вариантов, что использовались в быту в какой-либо эпохе.
Возможно, Вы видели необычный танец с рукавами в фильме знаменитого режиссёра Джана Имоу "Дом летающих кинжалов". Конечно, надо понимать, что это кино, а не реальное шоу. Там возможности танцовщицы бить по барабанам рукавами выкручены сверх максимума ради зрелищности происходящего. Но этот эпизод определённо стоит просмотра.
Рукава в танце распускают, чтобы они красиво отлетали от корпуса или мотают ими большими кругами и спиралями, снова собирают, снова распускают. Кстати, процесс красивого и быстрого сбора рукава не так уж прост и требует хороших навыков.
Обращение с длинными рукавами придают китайскому танцу особую поэтичность.
Чтобы танец с рукавами смотрелся, нужно особо критично отнестись к выбору либо пошиву костюма. Рукава не должны выглядеть инородным предметом, они должны выглядеть как часть единого костюма. И не с каждым фасоном сверхдлинные рукава смотрятся. Тут надо прикидывать и прикидывать, смотреть видео танцев в подобных одеяниях ради окончательного выбора танцевального костюма.
Занимают огромное место в культуре танцев с предметами. Эта тема так интересна, что требует отдельного рассмотрения. Читайте нашу статью Divadance "Китайский танец с мечом". Китайский танец с мечом очень красив и эффектен.
Кроме меча для китайских танцев также можно использовать копьё или боевой посох (длинную прямую палку). Обращение с такими длинными предметами сложнее подать зрелищно, чем обращение с мечом. Плюс сложнее транспортировать.
При использовании копья на него, как и на большую часть китайских атрибутов, навешивается кисть, как правило красная. Так как копьё - предмет крупный, то и кисть, соответственно, должная быть крупной.
Танцуют как с обычным веером, так и с его более крупной версией (крупнее раза в полтора). Более крупный веер заметнее на сцене. Но, с другой стороны, обычный веер смотрится изящнее. То есть смотря какого эффекта Вы хотите достичь... И что лучше смотрится вместе с Вашим костюмом. И насколько далеко Вы танцуете от зрителя. Учитываем все эти факторы.
Ещё у более крупного веера есть особенность: между его пластинами есть щели. Туда можно просунуть палец и прокручивать на пальце веер, чем танцовщицы регулярно пользуются, беря в руки данный аксессуар.
Не забываем о том, что само по себе открывание и закрывание веера тоже является танцевальным движение - оно может быть решительным, дерзким, резким. А может быть плавным и загадочным
К более-менее крупном к вееру добавлено еще немного ткани, свисающей с краев. При движении веера эта ткань красиво летает по воздуху, как будто это короткий, но широкий хвост у птицы. Выглядит поэтично и загадочно
Это предыдущий вариант, но добавочная ткань, свисающая с краев веера представляет из себя довольно длинное полотнище ткани. Вейлы красиво ведут себя при больших по амплитуде поворотах, вращениях, больших движениях по кругу, восьмерке, спирали и т.п. Плюс ими можно как бы вибрировать, так как полотнище вейл может "зависать" вверху над веером, будучи похоже на пламя. Но обращение с вейлами требует намного больше физических усилий в мышцах рук, пальцев и запястий.
В китайских танцах вейлы чаще используются в мистических, поэтических или романтических образах. А костюмы часто имеют градиентную окраску с плавным переходом из одного цвета в другой.
"Двойной цветок распустился вновь" китайские танцы с вейлами на фестивале Anicon 2025
китайский танец образ из китайской санься дорамы "Любовь во время звездопада" 星落凝成糖 / Love When The Stars Fall
Хореограф Марта Стеценко
Кроме привычных нам дугообразных вееров есть еще одна традиционная для Китая форма веера - круглый веер на палочке. Внизу палочки, как правило, крепится кисть. Кстати, и к обычному вееру часто крепят кисть.
Круглый веер сделан не только и не сколько для обмахивания лица, сколько для прикрывания лица девушки. Его функция сродни функции вуали в европейских придворных костюмах. Поэтому такой веер используется и для закрывания лица в свадебной китайской церемонии (кроме варианта, когда вся голова закрыта красным платком). Так что логично в танце использовать его в соответствующих образах. Например, обыгрывать тему застенчивости, стыдливости и т.п. Закрывать им лицо и выглядывать из-за него. Отводить веер и возвращать назад. Минус такого веера, что им особо не помашешь и сильный шоу-эффект он не создаст, в отличие от других описанных в данной статье вариантов. Но зато хорошо смотрится в некоторых образах.
Такой веер можно богато и изящно украсить. С золотыми нитями, вышивками, аппликациями и т.п. Он по идее должен быть полупрозрачный, чтобы через него можно было смотреть как сквозь вуаль. Конечно, Вы можете увидеть в продаже и полностью непрозрачные вещи, но это тогда чисто для обмахивания или просто сувениры для декора дома. В любом случае, круглым веером можно в танце вальяжно обмахиваться, продолжая тему образа благодарной барышни/дамы.
Такой китайский танец может подчеркнуть утонченность образа, его традиционность, интеллигентность, если так можно сказать. Также можно создать образ придворной дамы плюс придать танцу максимально традиционный колорит. Хотя, конечно, можно пойти по другому пути и сделать танец максимально романтичным или задумчивым.
Зонтик с рисунком в китайском стиле - уже зрелищный предмет. А ещё в китайских зонтиках часто бывает череда кисточек по краю. Или иные полотнища, приделанные по краю зонта, что сделает этот предмет особенным в процессе поворотов и вращений.
Радуга после дождя китайский танец
Отчетный концерт "Диваданс" в концертном зале Дома Молодежи Санкт-Петербурга в июне 2024г.
Хореограф Анжелика Андреева
Представьте себе сначала ленту гимнасток. А теперь мысленно делаем её в 2-3 раза шире. А палочку длиннее. И меньше мелких по амплитуде движений и больше крупных.
В парках Пекина нам доводилось видеть людей в национальных костюмах, исполняющих несложные по движениям танца с такими предметами. Длинная яркая лента (редко одноцветная) извивается в воздухе, подобно китайскому дракону. И эта ассоциация не случайна. Прикасаясь к китайской культуре, мы должны помнить, что дракон в Китае — это не отрицательный персонаж, как в русских сказках. Китайский дракон по форме змееподобен. По сути - охранитель стихий воды, защитник природы и ещё много-много всего положительного можно сказать. В интернете, кто интересуется, может прочитать множество статей на тему ценности и позитивности образа дракона в китайской культуре.
Есть немало китайских танцев и со всякими фрагментами легких тканей, как маленького размера, так и большого. Очень узкие и длинные шали - как те, что ещё во времена династии Тан дамы накидывали на рукава районе локтя. Широкие и длинные подобно палантинам и т.д. Обращение с платками разных размеров можно встретить во многих танцевальных культурах и Китай здесь не стал исключением. Из китайской специфики стоит отметить тот фактор, что если Ваше ханьфу сделано из легких тканей, то благодаря его силуэту платок и ханьфу будет разлетаться в унисон, подчеркивая легкость друг друга. Так что китайский костюм способствует усилению зрительного эффекта от полета ткани платка.
Приятных Вам эмоций от соприкосновения с китайскими танцами!
Запись в Китае в Городе кино и телевидения Хэндян (провинцая Цжецзян) - хореограф и исполнитель Марта Стеценко
образ из китайской уся дорамы "Лотосовый терем" 莲花楼 / 吉祥纹莲花楼
Автор статьи: Елена Стеценко
Статья опубликована 4 сентября 2025г - Divadance
Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha Диво дэнс
© 2005 by Zhuzha