пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

Есть немало моментов в хореографии, по которым ведутся споры между профессионалами друг с другом. Из более, чем двадцатилетней практики работы с хореографами, могу выделить три таких вопроса:
- может / должен ли хореограф выступать со своей группой на сцене
- является ли классическая хореография однозначной основой для танца, причём любого
- насколько необходимы / оправданы трюки в танце (акробатика, гимнастика и пр.) и какого их место в танцевальном искусстве.
По ним есть как множество аргументов, так и сложившихся предубеждений. У обоих противоположных решений данных вопросов есть сопоставимое число последователей. Постараемся разобрать аргументы, все "за" и против" с максимально "холодной головой".
В этой статье займёмся первым вопросом, оставив другие два для отдельных статей.
Участвовать ли хореографу в групповых выступлениях своего коллектива?
Часть хореографов выходит на сцену вместе с группой, часть не выходит просто потому, что не хочет. А часть не выходит, потому что категорически считает это "непрофессиональным".
Аргументы тех, кто против выхода хореографа с группой:
1. В некоторых конкурсах озвучивается запрет на такой выход
2. Словесные "заветы", которые передаются от других хореографов в виде мнения, что это непрофессионально, то есть некоторые предрассудки на эту тему.
3. Репетируя с группой, хореограф не видит группу со стороны и меньше имеет возможность поправлять людей.
4. На фоне прекрасно танцующего человека другие исполнители могут выглядеть невыигрышно.
Аргументы за участие хореографа в выступлении группы:
1. Лишний хорошо танцующий человек в группе зрелищности на пользу.
2. Без хореографа новички чаще всего очень боятся выступать, а с ним они не побоятся. Будет, за кем тянуться и за кем повторить, если собьёшься от волнения.
3. Участие хореографа в групповых выступлениях способствует сплочению группы. Хореограф становится ближе к участникам группы.
4. Ну и просто желание хореографа выступить тоже принимаем в расчёт. Хореограф, так сказать, тоже человек и работает в своей профессии по зову души, как правило.
"Так принято", "считается, что...", "меня учили, что..." - такие моменты относятся к предубеждениям и поэтому не могут рассматриваться как доводы. Подобные утверждения хореографу ранее сказали другие люди, которые в свою очередь слышали от других людей и т.д. Это – не аргумент, поэтому не стоит принимать во внимание в разборе с позиции логики.
В обе стороны есть реальные доводы, но они не относятся к разным ситуациям, что невольно приводит нас к выводу, что нужно разобрать зависимость действий от условий.
Как минимум, надо прочитать, указано ли там о недопустимости участия хореографа. Если указано, то это уже однозначно довод против участия. Помню случай, когда один хореограф "донёс" на другого о его участии на конкурсе и коллектив дисквалифицировали. Профессиональный мир узок, многие хореографы знают друг друга в лицо, даже если не работают в одной организации.
Даже если этот момент не прописан, то лучше на всякий случай не подставлять свой коллектив под вероятный удар. Но если Вы точно знаете, что на данном конкурсе давно многие, если не половина, хореографов участвуют со своей группой и это поощряется, то решать в итоге Вам.
Когда хореограф участвует с группой, то в какие-то разы танцует с группой, а в какие-то отходит и смотрит со стороны. Многим прекрасно удается сочетать всё это и не терять возможности контроля качества исполнения, поправлять людей в достаточной мере.
Но бывают ситуации, когда ради итоговой цели стоит для конкретного выступления отойти в сторону дабы подчищать и подчищать танец. Это целесообразно, когда сразу сочетается несколько факторов: выступление очень важное плюс коллектив многочисленный плюс в танце много перестановок. Ведь, например, если перестановок мало, то многократные репетиции без преподавателя (то есть, когда хореограф стоит в стороне, а не в расстановке коллектива) не мешает остальным хорошо танцевать. Просто какое-то место временно пустует. А если перестановок много, то исполнителям приходится иметь дело с воображаемым участником. С одной стороны, для совершенствования исполнителя в какой-то степени это полезно: развитие гибкости поведения на сцене стимулируют развитие профессионализма. Но, если выступление особенно важное, то такие трудности, наоборот, нужно свести к минимуму. Статья "Готовим группу к выступлению".
Новички, как правило, очень и очень боятся выходить на сцену. Их нужно уговаривать подбодрять, уговаривать и снова подбодрять. Без хореографа они могут так и не решиться. Или решиться, но на сцене сбиться и стушеваться, а потом представьте какая травма и переживания их ждут. В этой ситуации целесообразно поддержать их участием в группе даже, если хореограф считает это для себя в целом нежеланным или непрестижным.
Бывает (к счастью, редко) смотришь на танец, а там сразу видно — вот он хореограф на сцене классно танцует. И контраст такой с остальными исполнителями, что в итоге они выглядят слишком невыигрышно.
Это не значит, что хореографу надо себя исключить. С одной стороны, надо ограничить себя - сдержаться. Не надо выдавать свой максимум, как бы не хотелось. Чтобы не навредить интересам своих учеников. С другой стороны, стоит задуматься: что сделать, чтобы качество исполнения в группе выросло. И здесь обычно речь не о технике. Ведь разница в ширине шага или точности положения колена или локтя не создаёт впечатления такой большой пропасти между хореографом и остальными. Может, стоит сделать упор на развитие выразительности и экспрессии у людей, донести до них, что амплитуда и эмоции - такая же основа танца, как и техника. Нужно работать над раскрепощением людей всевозможным образом. А то есть риск, что они и через три года будут также танцевать и проблема сохранится.
В остальных ситуациях хореографу можно просто опираться на свое желание выступать или нет, а также сохранять большую дистанцию от учеников или сближаться как коллектив.
Не стоит становится рабом предрассудков и чьих-то мнений, если в этом нет рационального основания. Предрассудки у одних людей есть, у других - нет. Всем Вы всё равно не угодите. Исходите из своего личного мнения и интересов своей группы!
Статья - советы для начинающих преподавателей.
Автор статьи: Елена Стеценко
Статья опубликована 29 октября 2025г - Divadance
Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha Диво дэнс
© 2005 by Zhuzha