Статьи о танце от школы Divadance - Спб

пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Терминология танца живота

 

 

Впервые сталкиваясь с терминами танца живота: саиди, ракс шарки, халиджи, беледи, шамадан, фараоник-данс, трайбл-беллиданс и др.многие теряются. Для получения наиболее полной "картины" попробуем обобщить различные определения этих понятий.

 

 

Источники: интервью наших преподавателей Divadance, сайт фестиваля "Оазис" http://www.oasis-festival.ru/ ,.Пермский сайт по танцу живота http://janr.perm.ru/ , танец живота во Владивостоке - http://www.bellydance.com.ru/ , а также http://liana-bellydance.narod.ru/ , http://www.dance-leila.ru/ .

 

 

Начнем с самого главного.

 

 

Название "belly dance" (беллиденс)

 

- переводится с английского как "танец живота". Это название было придумано в 1893 году антрепренером по имени Сол Блум (Sol Bloom) для выставки "Улицы Каира" на Чикагской Всемирной Ярмарке. То, что термин "беллиденс" появился в 1893 году - это известный и неоспоримый факт, и тому существуют свидетельства в виде первых афиш того времени с этим названием, напечатанных по заказу Блума. На вопрос почему восточному танцу Блум дал именно это название есть несколько версий. По одной из версий, Блум изобрел этот термин как рекламную уловку, для привлечения посетителей на выставку. В то время было не принято описание частей тела, и Блум использовал такое скандальное название для усиления интереса публики. По другой версии, Блум просто переделал арабское название беледи, в созвучное беллиденс. Есть и третья версия, что американское название беллиденс - это буквальный перевод французского термина "danse du ventre" (танец живота), а французский термин, в свою очередь, был изобретен французскими путешественниками, увидевшими в Египте необычные движения живота в фольклорном танце.

 

 

 

После того, как слово беллиденс вошло в обиход, этому термину стали придумывать различные объяснения. Самое популярное объяснение - что танцуют именно животом, второе по популярности - что "живот" значит "жизнь", а танец живота - это танец жизни. Но все это уже легенды, далекие от реальности.

 

 

 

 

Скорее стоит признать более правильным название "восточный танец" - потому, что так его называют сами арабы, то есть носители культуры. Или "арабский танец", это точнее отражает тот факт, что родина его - именно в арабских странах (Египет, Ливан, Турция, Марокко и др.), а не во всех восточных (Япония, Китай, Корея - это тоже ведь восток).

 

Raks - Обзначает "танец". Слово произошло от ассирийского слова Rakadu, означающего "праздновать".


Raks Baladi - В арабском означает "народный танец", традиционную форму средневосточного женского сольного танца с фольклорными истоками. Baladi, Balady, или Beledi- в арабском языке означает "родина" или "родной город".

 

Oriental Dance или Danse Oriental - Термин, иногда используемый как синоним для Raks Sharqi или для "танца живота. Ведь фактически, это в переводе - "восточный танец".

 

Ракс шарки. Raks Sharki.

Свободный перевод "Raks Sharki" с арабского означает "танец востока". Под этим стилем подразумевается женский сольный танец, отличный от фольклорных танцев. Стиль "Raks Sharki" - это сольная интерпретация музыки с акцентами на бедрах и туловище; изолированная работа частей тела; часто используется импровизация; стили изменяются по местностям, а также в техническом(хореографическом) аспекте.

 

Ракасса. Rakassa - танцовщица (арабск.).


Takht -
в арабском буквально означает "сцена". Обычно общее название для традиционного египетского музыкального ансамбля.


Хафла. Hafla - Вечеринка или праздник с музыкой, едой, танцами и (возможно) алкоголем.


Dumbek, Darabuka, или Tabla - Это самый популярный барабан в арабском мире и самый заметный в музыке для танца

 


Саиди. Saidi

 

Танец саиди, который еще называют "Ракс эль асая" (Raks al assaya) - танец с тростью, предположительно произошел от мужского танца Тахтиб, имитирующего сражение на бамбуковых палках. Родина этого танца Верхний Египет - юг страны. Шаги в танце Саиди напоминают крадущуюся походку - отходя назад и подаваясь вперед, подпрыгивая. В первой части ритма Саиди звучит DUM-TAK, на которые приходится шаг вперед одной ногой, а вторая делает подпрыгивающее движение. Вторая часть ритма тяжелее - на нее приходится два DUM это звучит как DUM-DUM TAK. В этой части - шаг назад и еще один прыжок. Подпрыгивающие движения имитируют поступь арабских скакунов - на которых воины Эль Саида участвовали в битвах. Вообще словом "саиди" обозначают в Египте все, что имеет отношение к области Саид, а слово "асая" по арабски означает "трость". Этот танец выделяется тем, что часто исполняется на полной стопе, а не на носках. Женщины танцуют саиди с легкой тростью (или двумя), в какой-то мере подражая мужским сражениям. Согласно другой легенде, это музыкально-театральное действие началось с девушек-пастушек, которые гоняли овечек загнутым на конце посошком. Самые эффектные моменты в саиди - это балансировка трости на груди, голове, бедрах во время танца. Впрочем, саиди можно танцевать и без трости. Музыка для саиди обычно исполняется на традиционных инструментах: рабаба (что-то вроде скрипки), мизмар (рожок), и различных ударных инструментах типа думбека или табла беледи.

 


Традиционный наряд для танца саиди - женское платье без пояса с рукавами колоколом, платок на бедра и вуаль или покрывало (платок) на голове. Платье длинное из стрейч-бархата или трикотажа облегающее фигуру, внизу обычно прямое с разрезом. Рукава длинные, расширяющиеся от локтя. Густая расшивка пайетками подчеркивает восточную роскошь. Платок по линии лба обычно украшен монистами в тон расшивке. Его концы могут свисать вдоль тела, сочетаясь в танце с летящими рукавами. Часто девушки танцуют в однотонном платье из трикотажа украшенным золотом и с глубоким вырезом спереди, в который виден золотой лиф. На бедрах - пояс с монистами.

 

 

Халиджи. Khalij, Kahlej, Kahleeg, Khaleej

 

халиджи

 

"Халиджи" (в переводе "залив") - народный танец в странах Персидского залива. Распространен в Саудовской Аравии, Кувейте, Бахрейне, Катаре, ОАЭ, Омане. Так же называется и музыкальный ритм, под который танцуют этот танец. С давних времен его исполняют только женщины для женщин на своей половине дома. На публике разрешается танцевать девочкам до 12 лет (до начала ношения платка), потому что другое название халиджи - "танец волос". Еще его называют "Гальф" или "Гальфийский танец". Чаще всего халиджи исполняют группами и редко - соло.


Костюм для танца довольно своеобразен. Верхнее платье - Thobe- шьют из яркой тонкой ткани, переднюю часть затейливо украшают золотым шитьем, узорами и блестками. Широкие, до колен, рукава тобы позволяют использовать их в танце - надевать на голову, прикрывать кокетливо лицо, как чадрой, приподнимать подол спереди, выполняя круговые движения грудью вместе с шагами. Нижнее платье длинное и закрытое, с рукавами до запястий. Сценический вариант - нижнее платье без рукавов. Юбка может быть как широкой, так и прямой, но тогда необходимы разрезы по бокам для свободы движений. Надевается большое количество золотых украшений, поскольку арабские женщины традиционно носят все свое золото на себе.

 

 

В танце много движений, имитирующих походку верблюда. Есть очень своебразные, изображающие монотонное раскачивание погонщика, едущего на верблюде. Поскольку шаги вальса укладываются в ритм saudi, используемый в халиджи, с их помощью в танце кружатся. В основном танцует верхняя часть тела, присутствуют удары и круги грудью, большое количество трясок плечами, которые накладываются на "восьмерку", совершаемую плечами и грудью вперед и назад. Движения бедрами ограничены, так как под широким платьем мало что просматривается. В халиджи танцовщица часто "работает" запястьями, демонстрируя богатые золотые украшения. Все движения в танце исполнены смысла. Например, касаясь запястьем лба или сердца, женщина показывает жестом, что она умная, добрая, любящая. И, конечно же, основная особенность этого танца - разнообразные и многочисленные движения волосами. Танцовщица выполняет круги и "восьмерки" волосами, забрасывает их на плечи, вперед и назад. Эти своеобразные движения завораживают зрителей, создается очень необычное впечатление.

 

 

Александрия

 

Александрия - Александрийский танец

 

Александрийский танец - танец портовых девушек. В репертуаре египетских танцовщиц обычно присутствует этот танец. Александрия - второй по величине город Египта. Этот город имеет скорее Средиземноморские, чем восточные черты. Дух и культура города отличны от остальной страны, хотя он и находится всего лишь в 225 км от Каира. В переводе на арабский Александрия звучит как "Эскандарани". Однако, это не тот фольклор, что исполняется традиционно, с древних времен, а скорее, скажем так, "придуманный" фольклор. Танец впервые придуман и поставлен на сцене известным египетским хореографом Махмудом Редой. За основную идею танца Махмуд Реда взял образ александрийской молодой женщины. Лет 15 назад женщины Александрии еще носили накидки из тяжелой черной ткани под названием мелайа. Короткие платья с оборками и мелайа - непременный атрибут стиля танца. Образ танцовщицы - веселый, кокетливый, зажигательный. Стиль танцев Эскандарани очень веселый, зажигательный и игривый. Танцуется в специальном коротком платье, с шалью-мелайя и с украшением на голове. Melaya часть национальной одежды женщин Александрии. Этот танец исполняется преимущественно в туфлях на каблуке (традиционно были деревянные сабо).

 

 

Дабка - Dabka

 

 

Дабка - это зажигательный фольклорный танец из Ливана, непременный элемент народных празднеств с древности и до наших дней, групповой танец для мужчин и женщин (более характерен в мужском исполнении). Мало похож на то, что мы называем "танцем живота".

 

 

Гавейзи - Ghawazee

 

Гавэйзи - это цыганское племя, обосновавшееся в Египте. Первое значимое упоминание о Гавэйзи датировано 18-м веком. Когда Гавэйзи были изгнаны из Каира в 1834г., они поселились в Южном Египте. Их музыка, танец и культурные атрибуты заметно отличаются от того, чем известен народ Саиди, исторически населяющий эту область. В танце используют цимбалы. (Стиль Naima Akef.)

 

 

Танец с канделябром - Шамадан. Shamadan

 

 

Танец с канделябром на голове, как часть свадебной процессии. На египетском слэнге название этого стиля звучит как "Авалем". Полное название "Ракс эль Шамадам" - танец с канделябром. Его издавна танцуют в Египте. Большой узорчатый канделябр с зажженными свечами несет на голове танцовщица на свадьбе, освещая молодым дорогу в счастливую семейную жизнь. Танец с канделябром как часть египетской свадьбы появился в начале 20го века. До этого времени зеффу (свадебную процессию) вела танцовщица и музыканты, а все участники свадьбы держали в руках декорированные свадебные свечки и огоньки, которые по сей день остаются неотъемлемой частью свадьбы.


Свадебная процессия обычно начинается вечером. Близкие и друзья невесты ведут ее по улицам от дома родителей к дому жениха. Это торжественную процессию возглавляет танцовщица, музыканты и певцы, вслед за которыми идут семья, родственники и гости. Существует специальный музыкальный ритм, который в народе называется зеффа и используется для свадебных церемоний. В конце 1970х, когда египетские свадьбы стали более современными и городскими, зеффу все чаще стали проводить в отелях. Чаще всего свадебная церемония начинается у центральной лестницы отеля и далее перемещается в центр холла, где гости образуют круг, а молодожены усаживаются на свадебные троны, декорированные цветами.


После того, как свадебная церемония заканчивается, танцовщица приглашает невесту в центр круга, затем выводит жениха, после чего пара танцует вместе. После танцовщица исполняет соло с канделябром, в том числе в партере. Зачастую праздник продолжается в ночном клубе при отеле, где танцовщица также исполняет танец с канделябром.

 

Зеффа является египетским свадебным ритуалом, но многие другие восточные страны заимствовали эту традицию и для своих свадебных церемоний. Шемадан также исполняется как театральное представление, является народным фольклорным танцем Египта. Потрясает искусство изолированных движений бедер, груди и мягкость шага, когда девушка танцует с канделябром - ведь он должен быть неподвижен! Только надо очень тщательно продумать костюм, чтобы не зажечь его и не испортить капающим воском. Традиционный костюм для этого стиля шаровары плюс топ или длинное платье с обтягивающим верхом и широким низом.



Фараоник

 

Танец фараонов Faraonic dance. Рельеф на могиле Ти, Саккара (пятая Династия) изображает мужчин-танцоров, выполняющих религиозный танец, носящий название "глаз Гора" или "веджат". Помимо прочих толкований этого символа, оригинальный смысл "веджата" (или "уджата") заключается в том, что все мы - очи Бога. Гор изображался в виде сокола, что указывало на превосходную способность видеть, так как сокол обладает очень высокой остротой зрения. Упомянутый танец исполнялся, чтобы отразить идею о том, что Высшее Существо способно видеть все наши поступки, когда Оно смотрит нашими глазами или глазами наших сотоварищей.
Поскольку нет никаких иных свидетельств того, какими же были танцы времен фараонов (или, как они назывались на древнеегипетском HBJ), судить о них можно лишь по настенным росписям и рельефам, глядя на которые, можно подумать, что они были довольно статичными. Наверное, это не совсем так. Единственное, в чем можно быть уверенными - в том, что музыка, ритм играли важную роль. Ритм подчеркивался хлопками в ладоши и различными ударными инструментами. Некоторые танцоры аккомпанировали себе деревянными хлопушками. Времена фараонов оставили нам свидетельства различных танцев: некоторые были весьма акробатическими, некоторые - очень серьезными, другие - живыми и динамичными. На рисунках, обнаруженные в храмах и захоронениях, изображены танцоры, прохаживающиеся колесом, стоящие на руках или выгнутые "мостиком". Танцы исполнялись группами, а танцорами были не только египтяне, но и выходцы из других стран. Костюмы исполнителей представляли собой иногда не более чем, своего рода, кожаный пояс с фетишами и амулетами, оберегающими от злых сил.

 

Сагаты (или цимбалы).- это маленькие металлические литавры, которые надевают на большой и средний палец каждой руки. Танцовщица отбивает сагатами ритм музыки, под которую танцует, демонстрирует умение чувствовать ритм. Более опытные танцовщицы могут также с помощью сагатов задавать свой ритм. Сагаты - древний инструмент: первые упоминания об использовании цимбал на пальцах встречается в I веке н. э. Сагаты бывают разного качества и размеров, делают их из меди или из серебра. Звук цимбал довольно резкий, но искусные танцовщицы оттачивают технику удара таким образом, чтобы инструмент издавал легкий, звенящий звук. Для этого удар пластинок должен быть очень быстрый, легкий, и "открытый" - то есть, ударили, и сразу же отвели пальцы друг от друга.

 

 

Смотрите другие статьи Divadance о танце живота, много видео bellydance есть в разделе Видеоклассификатор Divadance, плюс Фотогалереи танца живота

 

 

Кабаре беллиданс (Cabaret Bellydance, или, как его еще называют, американский ресторанный стиль - American Cabaret)

 

К двадцатым годам 20 века относится и распространение стиля кабаре беллиданс. Так сирийская актриса и танцовщица Бадия Масабни-Badia Masabni открыла свой клуб "Казино-оперу", собрав в нем профессиональных танцовщиц. К профессиональным танцовщицам в то время относились девушки из низких социальных слоев или вдовы, лишившиеся средств к существованию. Их профессия поэтому не была престижной. Танец отличается яркой, эротической подачей, чувственной и эмоциональной. Фактически - это коммерциализированный арабский танец.

 

Трайбл-беллиданс

 

трайбл-беллиданс

 

Tribal bellydance - стиль американской школы беллидэнса. Этот стиль стоит назвать псевдоэтническим. Возник он в 60-х годах в Калифорнии. Первая группа называлась "Bal Anat" под руководством Джамилы Салимпур. Направление подхватили Маша Арчер (уроженка Киева) и Каролина Нериккио. Это целый культурный пласт эклектики танцевальных движений, костюмов и музыки, заимствованных у различных народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Испании и Индии. Это многогранный танец, основанный на этнических элементах, прошедших современную обработку. "Tribe" в переводе с английского означает "племя, род", соответственно, "tribal" - "племенной, принадлежащий какому-либо племени". Сейчас уже и в этом стиле наметились дочерние стили: tribal fusion bellydance (трайбл фьюжн беллидэнс), америкен трайбл стайл или американский трайбл (American Tribal Style), New age tribal. Это - танец женской силы и независимости. Практически отсутствует элемент соблазнения и кокетства. В танец нередко вносится ритуальный смысл, давным-давно изгнанный из беллиданса. С точки зрения техники танца бросается в глаза подчеркнутая осанка и волевые руки танцовщиц. Самая характерная особенность трайбл-стиля, следующая из названия, состоит в том, что этот танец исполняется группой (называть ее можно как угодно: племенем, кланом, семьей). Хотя и сольное исполнение практикуется сейчас вовсю. Костюм намеренно противоположен традиционному: тяжелые материалы, тяжелые монеты, отсутствие шифона, страз, блесток, темные(земные) цвета.

 

 

Макияж: темная подводка глаз и темная помада. Костюм характеризуется многослойностью: под длинной юбкой солнце-клеш обязательно должны быть полные шаровары из непрозрачной ткани. Поверх юбки - пояс с многочисленными увесистыми кисточками, зеркальцами, ракушками или набедренные платки, украшенные тяжелыми монетами. Сверху - чоли или блуза индийского покроя, не закрывающая живот, и лиф. На голову наматывается тюрбан с различными тяжелыми украшениями: сережками, монетами, бусинами. Украшениям уделяется достаточно большое внимание, и чаще всего используются марокканские. Они одеваются на шею, руки, щиколотки. Также актуальны камни, например, сердолик или бирюза - им приписываются определенные магические характеристики. Многие танцовщицы делают татуировки, ярко разукрашивают себя хной, увлекаются пирсингом.
Что касается музыки, под которую танцуется трайбл, то в основном это барабаны, барабанное соло, барабанные ритмы. Также используется трансовая музыка, марокканская музыка. Сегодня все чаще используется электронная музыка.

В конкурсных программах часто встречается понятие "народный стиль". Оно включает в себя все народные танцы (саиди, дапка, халиджи и т.д.) ориентальных стран (Ливан, Египет, Турция, Тунис и т.д.)

 

 

Шоу беллиданс

 

Show BellyDance отличается от других направлений, тем, что это более свободная интерпретация танца живота. Нет ограничений в выборе музыкального материла. Это может быть как популярная музыка или песня оринтального напраления. Также это может быть микс восточной музыки с любыми другими музыкальными стилями. Например: хип-хоп, классическая музыка, диско и т.д.

 

 

В выборе танцевальных движений также нет каких-либо ограничений. Могут включаться элементы стилей, не имеющих ничего общего с танцем живота. Главное - суметь выбраными средствами донести до зрителя идею танцевальной композиции. Костюм тоже может сильно варьироваться, подчеркивая оригинальный образ и идею номера. Show Bellydance - это всегда эксперимент, который позволяет танцовщику и постановщику самовыразиться, будучи не скованным традициями и другими ограничениями, которые есть традиционных формах.

 

 

Автор статьи: Елена Стеценко

 

 

Фантазийные стили восточных танец

 

Танец живота и йога


Статья опубликована 24 декабря 2007г - Divadance

 

шоу беллиданс "Выходили наяды из пены морской"

Отчетний концерт Divadance в Колизее 30.05.2015г

 

 

купить костюм для танца живота в Diva dance магазин восточных костюмов - в наших студиях можно приобрести платки для занятий танцем живота

от 300р, костюмы для танца живота....

 

Студия Диваданс, Санкт-Петербург.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha