Статьи о танце от школы Divadance - Спб

пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Составление танца. Часть 3 - работа с музыкой, варьирование движений

 

 

 

Работа с музыкой для танца

Советую начать с музыки. Если Вы не отталкиваетесь от музыки и создаваемого ею образа, то рискуете, что Ваш танец не будет естественным, ярким. Распространенная ошибка - сочинять танец отдельно от конкретной музыки, а затем подстраивать его фрагменты под различные варианты музсопровождения. В таких случаях редко выходит нечто впечатляющее зрителя. Намного лучше отталкиваться от той музыки, что рождает в Вас хоть небольшое стремление выразить свои эмоции.

 

Раз уж мы согласились с необходимостью реализовать в составлении танца некий основной закон (описанный в предыдущей статье), то и в музыкальном сопровождении этот закон тоже должен быть соблюден. Вы же не сможете эффектно подать кульминационные движения под фрагмент музыки, далекой от кульминации. К счастью, большинство музыкальных произведений любого направления имеет ту же структуру: экспозиция, завязка, развитие, кульминация и развязка, так как в противном случае они бы противоречили психологии зрительского восприятия и потому не были бы тепло приняты слушателями. Школа танца в Выборгском районе

 

 

 

Экспозиция в танце должна соответствовать некоему вступлению в музыке. И, соответственно, все иные части музыки. Если кульминация музыки бурная, яркая, то в танце придется соответствовать, иначе Ваши движения покажутся несколько вялыми. И, наоборот, под однообразную музыку трудно будет "вписать" неожиданно амплитудные па.

 

 

Выгоднее брать музыку неоднообразную, с постепенно нарастающим напряжением и интересной развязкой. Во-первых, легче будет запоминать свое сочинение. Вы не запутаетесь в многочисленных музыкальных повторах. Во-вторых, разнообразные повороты мелодии и аккомпанемента позволят Вам гармонично вписать действие, сюжет, игру со зрителем, обращение с атрибутом. А все это сделает Ваш номер более запоминающимся и не даст зрителя шанс отвлечься.

 

Но часто бывает так. Вам попалась прекрасная композиция, где есть все описанное мною, да и Вам она очень даже по душе. Но длиться она 5 минут, и многие ее части для танца слишком затянуты. У музыкальных произведений другие "стандарты длины". Песня длится 3-6 минут. А танец, если нет сюжета, смены исполнителей и т.п. длится до 3 минут. И чем менее Вы в себе уверены, как исполнитель, тем короче его стоит сделать. Пожалуй трудно найти что-либо неприятнее для танцора, чем ощущать, что номер, который ты исполняешь уже должен кончится, и зритель явно так думает. Лучше перестраховаться и сделать яркое короткое действо по принципу "пришел, увидел, победил" и оставить у зрителя ощущение "хочется еще". Что же делать с понравившейся композицией? Хорошо, если Вы сможете сами ее "смонтировать".

 

Рекомендую программу "Cool edit". Легко осваивается даже по наитию. Статья Diva Dance по работе в фонограммой в этой программе. По аналогии с другими программами, имеющими интерфейс Windows с музыкальными треками можно работать, как с обычными файлами. Чтобы перевести композицию с обычного музыкального диска на винчестер можно использовать "Nero burning" или другую подобную программу. В случае mp3 достаточно просто скопировать файл с диска на компьютер, только в "Cool edit" нужно будет поставить plugin mp3. В описываемой мною программе Вы сможете удалять "лишние" фрагменты, делать миксы из различных треков, уводить "на нет" музыку с нужного Вам момента. Да и вообще, освоив программу, перекраивать материал под свой замысел. В пределах разумного, конечно.

Если возможности подобной компьютерной обработки у Вас нет или она видится Вам излишней, то остается несколько уловок. Например, Вы просите кого-то в определенный момент убавить постепенно громкость. Можно "отмотать" композицию и начать не с начала трека, а, например, со второго куплета. Или закончить танец до окончания музыки и в качестве развязки затеять игру со зрителем, соответствующую Вашему образу, после которой все под ту же музыку откланяться.


Варьирование движений

 

хип-хоп Diva Dance на сцене Мюзик-Холла

 

Предположим, Вы выбрали композицию. И в ней воплощен основной закон составления танца. Теперь его надо также воплотить и в отношении хореографическом. Движения также должны постепенно развиваться вместе в образом и музыкальной темой. В экспозиции Вы можете выходить и обрисовывать образ жестами, или можете танцевать вполсилы, лишь схематично характеризуя себя и давая рассмотреть костюм и гадать, чем же будет грядущий номер. В развязке должны присутствовать более простые движения. Во всяком случае, наиболее простые среди тех, что Вы собираетесь использовать. И в этой части должны быть движения, характеризующие выбранный Вами образами. С одной стороны, если Вы начнете "с места в карьер", то что же Вы сможете сделать дальше, когда потребуется наращивать напряжение? В другой стороны привлечь внимание зрителя необходимо, иначе сделать это позже будет труднее. Поэтому движения должны быть яркими, оригинальными, но не быстрыми и трудными физически.

 

В такой части номера, как "развитие" движения из завязки варьируются по различным параметрам: темпу, ритму, уровню(стоя, сидя, на полу и т.п.), ракурс (положение относительно к зрителю). Также присоединяются другие движения: шаги, действия руками и многое другое. Так Вы получаете множество вариантов исходных движений при полной иллюзии, что они разные. При этом сохраняется художественное единство различных частей номера. Кроме принципа варьирования применяется также принцип комбинирования. Получаемые путем варьирования движения, а также исходные па Вы комбинируете между собой различным путем, получая многообразие форм. В результате получает удовольствие от гармоничного номера с хорошо прорисованным образом, где все постепенно усложняется и тем самым непрерывно удерживает внимание.

 

В "развитии" самое время достать атрибуты, затеять перемещения в пространстве и все, что Вы задумали. Для кульминации мы припасаем самое трудное, как в отношении хореографической техники, так и в физическом отношении. А экспозиция закономерно вытекает из всего танца. Это может быть короткая комбинация, игра со зрителем в тишине, красивый уход, жесты и иные действия, рассказывающие, чем закончилась история.

 

Где творчество, а где расчет? Выбор соотношения всегда за Вами

 

 

Автор статьи: Елена Стеценко


Статья опубликована 9 января 2007г - Divadance

 

Первая статья - осноные моменты, с которых стоит начать

Вторая часть - главный закон композиции танца

Интересные приемы составления танца, позаимствованные из индийской классики

Как переделать групповой танец в соло

 

Танец живота с кинжалами и саблей.

Танец живота со свечами - как составить

Стрипластика с предметами - советы по выбору и использованию


Студия Диваданс, Санкт-Петербург.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha