пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Модерн-танец, истинный модерн, псевдо-модерн (стилизация)

 

 

 

 

Модерн-танец — удивительный стиль танца, захватывающий своей свободой и раскрепощенностью в движениях, своим авангардизмом и необычностью. Техника модерн-танца несколько десятилетий двигала развитие многих направлений танца. Но его отчасти постигла беда поглощения культурой классического танца, которая переняла многие позы и движения модерна, не переняв его удивительную и ценнейшую для танцора технику. И в результате модерн-танцем сейчас называют, увы, не только модерн-танец, но и его классическую стилизацию — псевдо модерн. И, к сожалению, это происходит часто.

 

Как всё это получилось?

 

Уже в начале 20го века началось движение в сторону более свободного танца, призванного раскрыть по-новому натуру человека, освободить его от зажимов, сделать свободным в танце.

 

Новые движения, направления, технику модерна сформировали: Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Марта Грэхем, Дорис Хэмфри, Мэри Вигман и другие.

 

 

С самого начала модерн-танец не просто не опирался на классическую хореографию, а противопоставлялся ей. Модерн-танец — это анти-классика, её антипод по всем статьям. Это слом жесткого корпуса-доски, это формирование движений не относительно оси тела (которая, понятно, в позвоночнике), а создание пространственно ориентированных линий и движений (параллельно полу, той или иной плоскости, движение от той или иной части тела). Расслабление мышц в модерне жизненно необходимо. Спина и вообще корпус в этом стиле не просто не держат положение плоской доски, как это принято в классическом танце. Наоборот, в модерне спина находится в постоянном движении, «узлы» спины, плечевого пояса, тазового всё время смещаются относительно друг друга. Единственное что может в чём-то быть похоже, это вытягивание ноги до конца в некоторых позах. Хотя, если в классическом балете такое вытягивание всегда сопровождается вытянутой ступней, а в модерне кроме варианта вытянутая ступня используется ступня «на себя» - с прямым углом в голеностопе.

Расслабление, отрицание техники классического танца, раскрепощение - это не значит, что в направлении принято хаотичное бессистемное движение. Всё подчинено сложившимся техникам, практикам. В модерне есть много течений (дунканизм, контемпорари и другие).

 

Деятели классической хореографии, конечно, поначалу вообще старались никак не признать этот стиль, ведь он свергал классическую хореографию с трона в мире танца. Потом танцовщицы и хореографы, работающие в области классического танца, стали перенимать многие позы модерн-танца, махи повороты. Но делалось всё это на основе родной для них классической техники. То есть создавали стилизацию.

 

 

Мы уже в одной статье Дивданс разбирали, что такое стилизация и как к ней относиться. Для зрителя наличие стилизации — это плюс — расширяется круг того, что он видит на сцене (в плане разнообразия). Но для развития стиля модерн это оказалось в какой-то степени губительно. Ведь у руля в хореографических ВУЗах и иных учебных заведениях стоят хореографы-» классики», то есть адепты классической хореографии, по определению склонные опираться на уже изученное и знакомое. Плюс этот миф, что «все танцы опираются на классическую хореографию», который даже сейчас многим внушают с детства. Прибавьте к этому тот факт, что в нашей стране позиции классического балета очень сильны, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Тем труднее в этих городах найти настоящий модерн, опирающийся на технику этого стиля, а не наслаивающий его движения на технику другой танцевальной культуры (классического танца).

 

Проблема осложняется еще и тем, что в учебные заведения хореографов берут сообразно знаниям лишь классического танца и народного. И преподаватели там работают классической школы. Нацеленность учебных заведений — на сохранении классического наследия. Но чтобы угодить веяниям времени, в учебных заведениях проводят небольшие курсы «современного танца», «модерн-танца», но в итоге это чаще всего стилизация либо помесь модерна и его стилизации ввиду всех описанных выше причин. Лучше бы вообще не делали этого. Потому что целые поколения хореографов выпускаются, думая, что владеют этим стилям, хотя на самом деле технику модерна им и не давали. Кроме, конечно, тех выпускниц, что изучали технику модерна вне учебного заведения.

 

В итоге, зачастую люди, танцующие стилизацию, сами уверены, что танцуют в технике данного стиля и даже далее ретранслируют такие танцы под маркой этого стиля. А это, по сути, всё равно, что, исполняя партию из балета «Дон Кихот» считать, что танцуешь фламенко и можешь его преподавать.

 

Из-за распространения неоклассического псевдо модерна (причины возникновения которого сейчас были описаны) очень трудно найти педагога, который даст Вам именно технику модерна.

 

Возникает вопрос — но может можно учиться и псевдо-модерну? Как любая стилизация, псевдо-модерн хорош как дополнение к обучению тем стилем, на технике которого он построен. В данном случае, он построен на технике классической хореографии, поэтому для изучающих её танцоров он полезен, так как расширяет кругозор. Но для тех, кто хочет изначально заняться модерн-танцем, такое обучение бесполезно.

 

 

Как определить — модерн или псевдо-модерн?

 

Вот пара моментов, на которые стоит обратить внимание:

 

1. Хореограф, выросший на ниве классического танца и не могущий от него абстрагироваться, использует понятия классического экзерсиса: баттман тондю, жетэ, гранд батман и т. п. Или даже хуже — в качестве разминки и отработки техники использует классический экзерсис, сделав его невыворотным и максимально упрощенным. В результате — ни техники классики в её полноте и утонченности, ни изучения техники модерна как такового.

 

2. Присмотритесь к спине хореографа. «Классик» держит её прямо. Упор делает на махи, повороты, хождения по диагоналям. Конечно, они должны быть, но дополнить многочисленные и многомерные движения корпусом, при которых спина должна быть как «пластилиновая» - невероятно гибкая и подвижная. Представьте себе сплетение тугих канатов, покрытых тонкой тканью. Канаты передергиваются и ходят ходуном под тонкой тканью. Вот так выглядит спина настоящего «модерниста» в процессе танца.

 

3. Настоящий модернист не боится угловатых поз и движений. Какую-то долю обязательно занимают движения угловатые, может быть даже нарочито уродливые или подчеркнуто дисгармоничные (смотрите ни видео-примере внизу статьи).

 

Фьюжен - это намного лучше стилизации

 

Сейчас технику модерна успешно вливают в хип-хоп танцы, стрип пластику. И вливают именно технику, а не имитацию поз. В результате такие танцы не выглядят похожими на модерн-номера (потому что они не имитируют их как стилизация), а становятся хорошим крепким фьюжном (опять так смотрим ту же статью — что такое стилизация и что такое фьюжн). Что можно только поприветствовать. Иногда такие синтетические направления называют, например, словом «контемп», что несколько путает учеников. Потому что это слово взяло из модерна. Но покажи ученикам такого направления «чистый модерн» и они скажут, что «это не контемп». Но это издержки процесса, которые хотя бы не портят стиль подменой истинной техники стилизацией.

 

 

Напоследок приведу интересный пример модерн-танца.

 

И вообще смотрите хороший модерн в исполнении признанных мастеров и известных трупп подвижником модерна — Мэтса Экка, Дэвида Парсонса, Шобаны и других.

 

Мэтс Экк:

 

 

полная версия этой двадцатиминутной композиции Мэтса Экка (Mats Ek) «Smoke», но в более худшем качестве:

 

 

Конечно, добираясь до большой сцены, модернисты тоже заимствуют движения классиков (как те стилизуют модернистские), можно даже увидеть интерпретацию вращения фуэте, исполненного в технике модерн. То есть своего рода стилизация классики на основе модерна (а не наоборот).

 

Фрагменты выступления труппы Парсонса

 

 

 

Автор статьи: Елена Стеценко

 

Статья опубликована 27 октября 2019г - Divadance


Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha Диво дэнс
© 2005 by Zhuzha