Статьи о танце от школы Divadance - Спб

пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Животные, цветы и джунгли в индийском классическом танце. Поэма Гита-Говинда, сцена ухаживания в бхаратанатьям.

 

 

Кратко о поэме Гита-Говинда и её героях.

 

«ГитаговИнда» Gitagovinda, в переводе «Воспетый Говинда» - старинная поэма. Написана на санскрите в 12ом веке поэтом Джаядевой. Поэма переведена на все индийские языки и многие мировые языки тоже.

 

«ГовИнда» (govinda «защитник коров, земли») — одно из имён Кришны и Вишну. Это имя напоминает о периоде детства Кришны среди пастухов и пастушек.

 

Занимаясь или хотя бы интересуясь индийскими танцами, невозможно не заинтересоваться хотя бы немного индийской культурой и искусством. Вы сразу столкнетесь с упоминаниями, интерпретациями, отсылками, упоминаниями Гитаговинды.

 

 

Что минимально нужно знать о Вишну, Кришне и Гитаговинде, чтобы смочь оценить индийский классический танец?

 

В индуизме есть важная Троица Богов: Бог-создатель Брахма, Бог-хранитель Вишну и Бог-разрушитель Шива. Вместе они обеспечивают «круговорот миров», если так можно сказать. Один миры создает, другой хранит, третий разрушает, чтобы можно было создавать следующие. Брахма, несмотря на то, что он создает миры, большого почитания не имеет. А вот Вишна и Шива имеют соответственно огромную популярность. Вишнуизм и шиваизм — доминантные религиозные направления индуизма.

 

Вишну не только Бог, он еще и появлялся на земле в теле животных и людей. Каждое появление его называется «аватаром» (теперь Вы знаете, из какой культуры Джеймс Кэмерон взял понятие для своего фильма). Самые знаменательные аватары Вишну в теле человека — Рама и Кришну. По хронологии описываемых в религиозных поэмах событиях и эпохах Рама — более ранний аватар Вишну. Ему и его истории посвящена «Рамаяна» — великий эпос, почитаемый индусами религиозный текст. Если Вам попадется сокращенная версия, то не пройдите мимо. Очень увлекательное произведение. Захватывающий сюжет, яркие образы, драма и трагедийность некоторых поворотов сюжета оставляют сильное впечатление и след в душе.

 

Более поздний по хронологии аватар Вишну — Кришна. О нем и многом другом повествует Махабхарата — второй знаменитый религиозный эпос. Сложное и объемное произведение, состоящий из многих книг, объединяющий в себя истории противостояния династий Пандавов и Кауравов (Кришна относится к Пандавам), религиозные тексты, философские отступления и многое другое. Читать её, даже в сокращенном виде намного труднее, чем Рамаяну.

 

Про отношения Радхи и Кришны много написано в древних книгах: «Брахмавайварта-пуране», «Гарга-самхите» и, конечно, описываемой здесь, «Гитаговинде».

 

Радха не стала женой Кришны, его женой стала принцесса Рукмини, выбранная его семьей. Наверное, Вы иногда встречали в индийском кино тему люби между людьми, которым не суждено быть вместе. Парень женится на другой, потому что «так надо» и так решили родители. Хотя они будут всегда любить друг друга. И это сопровождается упоминаниями Радхи и Кришны плюс даже иногда созвучием имен. Например, фильм «Кисна».

 

 

 

 

Именно отношениям Кришны и Радхи и посвящена «Гитаговинда».

 

Радха была пастушкой. Детство Кришны проходило среди пастухов, несмотря на царское происхождение. Среди них он выделял и был влюблен в Радху. Радху почитают как его вечную возлюбленную, как земное воплощение Лакшми (супруги Вишны). В огромном количестве произведения искусства и храмов Кришна изображается именно с Радхой (картины, скульптура, поэмы, стихи, песни, иллюстрации и многое другое). Образ Радхи и любви Радхи и Кришны очень почитаем народе.

 

Структурной единицей поэмы являются блоки стихов, именуемые «аштапади» (ashtapadi). Поэтому читаемые, пропеваемый в отдельном виде фрагмент этой поэмы объявляется как «аштапади». Так же именуется и танец под отдельно взятый фрагмент Гитаговинды. Наверное, Вы встречали такое наименование номеров индийского классического танца.

 

 

Вкратце сюжет Гитаговинды.

 

Кришна ухаживает за Радхой. Она, смущаясь, принимает его ухаживания. На лугу играют пастушки. Они зовут Кришну, восхищаются им. Он заигрывает с пастушками, танцует с ними и играет. Радха узнает об этом. Она обижена на Кришну. Кришна пытается вымолить прощение, но безуспешно. Влюбленные расходятся. В действие вступает подруга Радхи. Она мирит влюбленных, рассказывая Радхе о страданиях Кришны, а Кришне о страданиях Радхи. Плюс оба они по очереди изливают зрителю душу, повествуя о печали разлуки и надежде о примирении. Аштапади Кришны о мольбе Радхи к прощению — одна из самых популярных для сольного падама (что такое «падам» - смотрите репертуар бхаратанатьям). Не с первого раза, но влюбленные примиряются и назначают свидание. В условленном месте они встречаются ночью, чтобы предаться любви.

 

репертуар индийского классического танца бхаратанатьям

 

 

 

Сцена в джунглях в рамках танцевального спектакля Гита-Говинды.

 

В начале повествования Кришна с Радхой гуляют по лесу, точнее по джунглям. Решается это в разных вариантах в танцевальных спектаклях.

 

Вариации такие: он раздвигает для Радхи лианы, показывает на красивые цветы, помещает цветок ей в волосы, слушает с ней певчих птиц, любуется павлинами.

 

Плюс показывает ей на пары среди животных — лани, слоны и другие животные ходят парами. Радха смущается, присаживается как бы у края воды и брызгает водой на возлюбленного. Кришна отвечает тем же. Он может показать ей свои чувства, изображая пчелу, стремящуюся в цветок, который сложен из её рук.

Животных, которые могут изображаться в таких сценах, много. Но это не значит, что в каждом спектакле показывается весь возможный ряд. Каждый постановщик-хореограф выбирает то, что считает нужным.

Опишу многообразие для выбора: пчела (над цветком), кокила (индийский аналог соловья), павлин, попугай, лани и т.п. копытные изящные звери, быки или буйволы, слоны, реже змеи. Джунгли с их лианами, цветы и пчела  - обычно присутствуют всегда и с них эти сцены начинаются.

 

Животные присутствуют в такой сцене чаще ради намеков на соединения мужского и женского начала, ухаживания. Самец и самка в животном мире стремятся друг другу, ладят, ходят вместе. Кришна, ухаживающий за Радхой, указывает ей на эти сцены, предлагая ответить на его чувства. Радха смущенно отводит взгляд, но лицо её сияет от желаемого внимания со стороны возлюбленного.

 

Плюс джунгли со всеми его обитателями — это локации для гуляющих влюбленных. Перенесемся мысленно в какой-нибудь современный ромком или мелодраму. Симпатизирующие друг другу парень и девушка гуляют по городу, общаясь и указывая другу другу достопримечательности и восторгаясь наиболее интересным среди увиденного. Или еще фотографируя всё вокруг, фотографируя себя и выкладывая в инстаграмм. А в древней поэме вместо городских достопримечательностей индийские тропические леса. Прекрасные цветы, сладкоголосое пение птиц — всё это вызывает радость и восторг влюбленных, опьяненных своими чувствами. Современному человеку стоит сделать мысленную поправку на эпоху и локации, чтобы понять, насколько естественным является в таких сценах показ животных и эмоции, связанные с их рассматриванием.

 

 

Танцы, связанные с животным миром и джунглями, в классическом индийском танце.

 

Парные танцы про животных хорошо укладываются в сцены ухаживания, которые я описала в связи с Гита-Говиндой. Стоит вспомнить, что изначально бхаратанатьям исполняли только женщины (а кучипуди — только мужчины). Переодевание женщину в Кришну и исполнение обеих ролей женщинами не считалось ничем странным, предосудительным или двусмысленным. Сейчас, конечно, все стили стали доступны обоим полам. Но и сейчас вы можете увидеть в роли Кришны юношу, а можете — девушку.

 

В виде сольного танца тоже можно увидеть танцы «гуляния по лесу». Танцовщица (или танцовщик) изображает в танце человека, идущего по лесу, увидевшего того или иного животного, потом, словно переключившись, изображает самого животного, потом снова человека, который этим животным восхищается или, наоборот, пугается, потом снова то же самое животное либо уже другое. То есть, как бы играет за обе роли. На занятиях в Диваданс мы обращаемся к этой теме. Как и в парной сцене, обычно, всё это начинается с леса и цветов плюс пчелы, а потом идут выбранные исполнителем или хореографом птицы и животные.

 

Плюс популярны в бхаратанатьям также танцы отдельных животных. Обычно такого особого внимания и любви удостаиваются павлины и змеи. Смотрите танец павлина, танец змеи и т.п.

 

Как изучить и запомнить значение жестов индийского классического танца

 

Животные, джунги в классическом индийском танце бхаратанатьям

в студии Диваданс на ул. Есенина 9-1

Хореограф Елена Стеценко

 

 

Автор статьи: Елена Стеценко

 

Статья опубликована 15 декабря 2016г - Divadance

 

Вы можете изучать разные аспекты индийского танца не только очно, а ещё и дистанционно - занятия онлайн по любой тематике, подробнее...


Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha