пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Составление танца - часть 2, основной закон композиции танца

 

 

 

Композиция танца состоит из ряда компонентов: драматургия (содержание), музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке), всевозможные ракурсы. Все это подчинено задаче выразить идею автора (т.е.Вас) и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении. Основной закон построения драматургического произведения обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразить то или иное состояние человека: радость, горе, любовь, ревность, отчаяние и пр., или его свойства: доверчивость, хитрость, подозрительность, самовлюбленность, беспечность, неустрашимость, трусость.

 

Восприятие любого зрелища подчиняется определенным законам. Чтобы не терять внимание зрителя, нужно двигаться от простого к сложному, постепенно наращивая напряжение, доходящее до кульминации. Представьте себе боевик, где главное деяние злодеев предотвращено посередине фильма, после чего мы сорок минут наблюдаем, как дальше устроена жизнь героев картины. Вряд ли Вы досмотрите такой фильм до конца. Так и в танце: кульминация должна быть на своем месте - близко к финалу. Идеальной иллюстрацией такого построения танца является древний индийский танец аларипу - смотрите видео от Divadance внизу статьи.

 

Суть главного закона КПТ (композиции, построения танца)

Согласно этому закону танец должен сочетать в себе в гармоническом соотношении все пять его частей.

 

1. Экспозиция может получиться ясной и доходчивой или, наоборот, скомканной, невнятной, затянутой (что, конечно, нежелательно). Ее роль - предъявить зрителю героев танцевального представления. Позволить зрителям хотя бы минимально рассмотреть их костюмы, успеть предположить, что же люди на сцене будут делать.

 

2. Завязка может быть четкой и яркой или смазанной, тусклой, незаметной. Ее функция - обрисовать основные свойства героев номера, "подать" их образ зрителю. Поэтому в ней должны быть движения, характерные для данного образа.

 

3. Развитие действия (ряд ступеней перед кульминацией) также бывает сильным или растянутым, расхолаживающим. Конечно, стоит сделать его увлекающим внимание зрителей, с постепенно нарастающим напряжением. Для того, чтобы зритель не заскучать, можно использовать различные перемещения в пространстве (для группы - перестроения), смену музыки или характера танца, ввод в танец предмета - атрибута танца, изменения одеяния (например, трансформация костюма). Этот фрагмент танца - "развитие действия" - развивает уже созданный образ, излагает сюжет и т.д. В нем движения, поданные в завязке варьируются в исполнении, а также комбинируются с другими движениями. Школа танца в СПб

 

 


4. Кульминация, как и завязка, может быть яркой, впечатляющей, настоящей вершиной танца, или же бледной, робкой, лишенной силы воздействия на зрителей. В кульминации - апофеоз идеи номера. Здесь должны быть сосредоточены самые трудные, как в физическом, так и в хореографическом отношении движения и комбинации.

 

5. Развязка должна быть подготовлена органически всем ходом танцевального действия, но бывает неоправданно внезапной, ничем не обусловленной, а в другом случае - затянутой, расхолаживающей, нарушающей все впечатление от танца.

 

Применение этого закона

 

танец живота с эмоциями

 

Умение пользоваться законами композиции и правильно применять их - один из самых трудных сложных этапов в работе хореографа. Собственно, такую же структуру, как и танцевальный, имеет и любой другой сюжет, например, кинематографический. В большинстве классических фильмов, зрителям сначала представляют антураж, в котором будут развиваться дальнейшие события - это называется экспозицией. Затем, какое-либо событие, выводит ситуацию из состояния равновесия - это завязка. Развиваясь, сюжет достигает критической точки - кульминации. Наконец, сюжетные узлы распутываются - наступает финал, или, иначе - развязка. Представьте, что сразу после кульминации - титры. После таких фильмов часто остается осадок неудовлетворенности. Ну, предотвратили все деяния злодеев, покажите же кратко, чем все это заканчивается. Но не слишком долго. Роль развязки часто недооценивают.

 

Смотрите другие статьи Divadance , много видео всех направлений танца есть в разделе Видеоклассификатор Diva dance, плюс Фотогалереи всех танцевальных стилей

 

Развязкой могут быть не только движения после кульминации до окончания музыкального сопровождения, а и действия согласно сюжету после окончания музыки. Например, девушка после танца прогуливается вдоль края сцены (или около зрителя), а затем кидает ему какой-либо предмет, например, цветок. Или после танцевального соперничества двух компаний на сцене, "враждующие" пожимают друг другу руки. Или хитроумный поклон, состоящий их нескольких действий, логичных относительно образа и сюжета танца. Развязка придает действию законченность, номеру - целостность. Все приведенное в этой статье одинаково применимо как к групповому танцу, так и к сольному. Кстати, как переделать групповой танец в соло.

Но все же танец - искусство, творчество. Его не создашь по рецепту, не построишь по математическим расчетам… Хотя знать их не мешает.


Статья опубликована 25 декабря 2006г - Divadance


Авторы статьи: Наталья Малкина, Елена Стеценко

 

Первая статья - основные моменты, с которых стоит начать

Третья часть - музыка, варьирование танца

Интересные приемы составления танца, позаимствованные из индийской классики

Как переделать групповой танец в соло

 


Студия Диваданс, Санкт-Петербург.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha

Видеопример, хоть и, возможно, далеко не всем интересный стиль - бхаратанатьям, но данный танец идеален как иллюстрация постепенного развития хореографиии во времени, нарастания интенсивности выполнения движений и т.д.

 

 

Классический индийский танец бхаратанатьям

"Аларипу"