Статьи о танце от школы Divadance - Спб

пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Балет в живописи - живопись серебряного века и танец: Бакст, Рерих, Муха

 

 

Конец 19ого века - начало двадцатого века справедливо называют серебряным веком в отношении искусства. Удивительные стили и направления бурно развиваются во всех направлениях искусства и культуры. Новое видение архитектуры порождает модерн, обращение к природным мотивам и принятие ассиметрии позволяет архитекторам создать здания, которые способны удивить нас и сейчас.

 

В поэзии в эти года царит возрождение романтических интонаций, воплощение в полутонах всех человеческих эмоций. В живописи появляется сразу целый ряд новых стилей, которые как противопоставляют себя друг другу, так и подталкивают к появлению следующих.

 

Альфред Муха

 

 

Альфред Муха 1898 "Танец", литография. Известный хeдожник, работавший в стиле "ар нуво" (с франц."новое искусство). Плавные линии, чувство гармонии, удивительная палитра - его характерный стиль. Танцовщица боса, как и другие женские персонажb его картин. И в картине "Танец" всё это тоже проявилоcь в полной мере. Кроме живописи, Альфред Муха тоже делал эскизы для театра.

 

Художники для театра

 

В театре, в том числе музыкальном (а, значит, и в балете), спектакли становятся разнообразнее и по тематике, и по подаче. Гастhоли русского балета по Европе, bзвестные как "Русские сезоны Дягилева" представили не только традиционные балетные спектакли, но и новаторские балеты Фокина и многое другое. Многие именитые художники стали делать для музыкального театра эскизы костюмов и декораций. Привkечение замечательных живописцев к оформлению музыкального театра продолжалось несколько десятилетий.

 

Лев Самойлович Бакст

 

Мастер живописи и знаменитый театральный художник. Как живописец он рисовал и само театральное действие, как можно увидеть на этом примере. Здесь он изобразил представление Дель Арте.

 

 

Был членом общества "Мир искусства" и участник театральных проектов Дягилева. Бакст сделал очень много эскизов для изготовления балетных костюмов и декораций для танцевальных спектаклей. Здесь мы приведем несколько примеров

 

 

Его необычный взгляд на декор и узоры плюс интересное обыгрывание тематики разных народов сделало его законодателем такого направления как "ориентализм". К томе же в начале XX века в Европе была мода на экзотику. "Ориентализм" - стилизация восточных мотивов в несколько романтическом ключе и в палитре, популярной для европейских художников. Некий европеизированный открыточный, лубочный образ Востока.

 

 

Восточная тематика подавалась максимально по-европейски и как некая сказочная тема. Поэтому костюмы похожи на иллюстрацию к детским сказкам. Утонченная манера живописи, нежная палитра - всё это не черты восточной культуры, а характерные свойства европейской живописи конца XIX - начала XX века.

 

 

В театральных спектаклях используется не только восточная тематика. Разумеется, Бакст делал и эскизы европейских костюмов.

 

 

Бакст " Еврейский танец с бубном "

 

 

 

Бакст " Саломея ". Подробнее о тематике танца Саломеи читайте в отдельной статье.

 

 

Рисунок Бакста "Айседора Дункан" - не самое красивое изображение Айседоры. Но лишний раз подтверждает то влияние, которое её танцы и её подход оказало на развитие танцев двадцатого века. Одно время было принято писать (увы, даже в солидных изданиях по истории танца), что якобы у Айседоры не было сформировано своего стиля, методики, школы. Но это не так. Если Вы хоть раз (или, тем более, пару раз, сталкивались с дунканистками и их танцами и мастер-классами, Вы будете недоумевать, читая или слыша такое. Айседора продолжительное время руководила сугубо своей школой в России (точнее, в Российской республике), которая позже закрылась. В Европе и США и сейчас есть несколько школ, ведущих начало от учениц Айседоры. В России мало кто занимается стилем Дункан, но всё же они есть.

 

 

 

Святослав Рерих

 

В 1909 году Святослав Рерих участвовал в Русских сезонах в Европе по приглашению Дягилева. В то время он делал наброски и эскизы для костюмов и декораций в русской тематике.

 

 

Картины Рериха можно разделить на две большие группы: неославянские (русские мотивы, ладьи, богатыри, терема и т.п.) и тибетские (горы, впечатления от путешествий по Индии, Непалу, Монголии и другим азиатским странам). В работе для театра нашла воплощение славянская тема - для спектаклей: "Весна священная", "Князь Игорь" сцена "Половецкий стан", "Снегурочка").

 

 

Здесь Вы видите эскиз костюм снежинки и фото балерины в нём на сцене.

 

Эскиз для балета "Весна священная" и эскиз для костюмов для него же:

 

 

 

Рерих также делал эскизы и для восточной тематики:

 

 

 

и вообще на темы танцев - очень интересные фантазийные образы:

 

 

 

 

 

Автор статьи: Елена Стеценко

 

 

танец в живописи Дега

 

Статья опубликована 6 января 2019г - Divadance


Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha