Статьи о танце от школы Divadance - Спб

пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
пр. Солидарности 3-3

(т. 8(962)727-42-74)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Что такое стилизация, фьюжн, комбинированный номер

 

 

Кроме типичных для своего направления танцев, часто исполняются разнообразные гибридные формы — когда одни стили смешиваются с другими. Для этого применяются разные понятия: стилизация, фьюжн, комбинированный номер и т. п. На концертах Диваданс показывались танцевальные номера всех этих вариантов. Граница между ними не всегда сразу очевидна, поэтому нередко их считают синонимами. Давайте разберемся в нюансах.

 

 

 

 

Стилизация

 

Представим, что танцовщица и/или хореограф с хорошим опытом в одной области танца (будем звать его «основным» - так как он изучался данными людьми), делают номер в другом стиле (будем звать его «дополнительным»,). Но технику этого другого стиля не изучают либо чисто поверхностно пробегаются по движениям, тренируясь их «изображать». Получается, что внешне вроде бы танец похож на «дополнительный стиль», но по сути им не является. Техники нет, правильных движений нет. Есть только отдаленно схожие внешние черты. А базой всё равно является тот стиль, что «основной» для данного контингента людей.

 

 

Приведем несколько примеров. В «Лебедином озере» есть и испанский, и неаполитанский танцы. Но можно ли назвать их испанскими, неаполитанскими? Конечно, нет. Это всё равно классический танец, стилизованный под-испань и под неаполитанский танец. То есть типичный случай, когда можно сказать «стилизованный испанский танец».

 

 

В обучении танцу живота часто делаются стилизованные восточные танго, а также стилизованные индийские номера. Их можно всегда отличить от танго и от индийских танцев не только по выбору музыке, но и по нюансам техники, выдающей техническую базу восточных танцев — мягкие запястья, мягкие пальцы со средним пальцем, притянутым в большому, чуть полусогнутые локти.

 

Мне довелось даже увидеть выступление хип-хоп коллектива с фрагментом стилизованного русского танца. И, наоборот, много примеров, когда воспитанные на классике и народных танцах коллективы, выдавали стилизацию хип-хопа.

 

В самом факте стилизации ничего дурного нет. Искусство — это не мёртвая субстанция, а живая, меняющаяся среда. Эксперименты по смешению стилей обогащают её, создаются почву для поиска новых направлений и подстилей. Зрители тоже часто получают удовольствие от таких номеров. Исполнители получают разнообразие в программе, не выходя за рамки изучаемого направления.

 

 

Единственное, от чего стоит предостеречь, это от иллюзий, что, танцуя стилизацию, танцуешь действительно в озвученном направлении («дополнительном»). Необходимо отдавать отчёт в том, что, не вникая в технику танца, настоящего исполнения в «дополнительном» стиле не выдать. Но, когда мы про такой номер сразу честно и открыто говорим «стилизованный... танец», то всегда может держать голову гордо поднятой и не получать упреков о техническом несоответствии. Разве что от людей, которые совсем «не в теме» и не понимают вообще, что такое стилизация, но таких, поверьте, очень мало.

 

Цикл статей о построении танца

 

Фьюжн — отличие от стилизации

 

Фьюжн — это осмысленное, технически выверенное смешение элементов разных стилей. То есть все движения смешиваемых стилей должны быть изучены и без «отсебятины». Более того, часто те или иные фьюжены «устаканиваются» и становятся фактически стилем со своим набором техники вплоть до нюансов. Например, «трайбл фьюжн». Когда-то, элементы разных этнических стилей по-разному соединяли, пересоединяли, пока не возник такой жизнеспособный сплав. В индийских танцах в Бенгалии возникла интересная интерпретация движений бхаратанатьяма + катхака + бенгальских танцев, при которых эти движения претерпевали некоторые ограниченные изменения, чтобы стать стилистически единым целым. Но это именно определенные изменения, а не «как получится». Некоторые нюансы движения остаются из практики этих движений, а некоторые видоизменяются, но в этом есть закономерность. И таких примеров много в разных направлениях танцев. Особенно много их в современных танцах, где множество новых стилей возникло из наиболее удачных сплавов («fusion» и есть в переводе «сплав») других стилей. И эти новые стили, соответственно, обзаводятся своей техникой исполнения.

 

 

Фьюжн — это продуманный сплав с точной техникой, где движения разных стилей или разных подстилей часто переслаивают друг друга, даже смешиваются внутри одного элемента, но не исполняются «от балды», «со своей колокольни» (как это запросто может быть в случае стилизации). Именно выверенная техника отличает фьюжн от стилизации. Движения могут вообще остаться в кристальной технической чистоте либо немного видоизменяться, но продуманным образом, а не потому, что исполнитель в этом стилей не танцевал и ими не владеет, а берет технику из более родного направления.

 

Так фьюжен требует знания техники смешиваемых движений.

 

Множество статей об образах для танца в этом разделе

 

 

 

Комбинированный номер

 

Обратим внимание, как на протяжении номера смешиваются стили танца. В случае стилизации и фьюжена стили соединяются «всю дорогу». Но можно ведь поступить и по-другому. Первая часть номера — один стиль, вторая часть — другой. Ну, может, еще третья часть номера — третий стиль или снова первый. Такой номер логично просто назвать «комбинированным».

 

В таком разе эти части могут быть танцами, выдержанными в своих стилях. Например, сначала хип-хоп, потом хастл, а в конце снова хип-хоп и т.п.

 

 

Или же в одной части «чистый стиль», а в другой — стилизация. Например, одно время были в моде номера, где танец живота ближе к середине переключался на восточную стилизацию танго, а потом снова был финал в виде танца живота.

 

Одним из компонентов комбинированного номера может быть фьюжн. Например, первая половина танца — фьюжн, вторая - «чистый стиль».

 

 

Многообразие форм хореографического искусства дает нам большой простор для творчества. Приведенные здесь разновидности танцевальных номеров не должны вызвать у Вас ощущение, что Вы на приёме у бюрократа или на экзамене по техническому соответствию. Цель другая-  показать разнообразие построений танца через смешение, слияние, стилизацию разных стилей танца, чтобы расширить свой творческий потенциал. Творческих успехов Вам!

 

 

Елена Стеценко

 

Статья опубликована 10 мая 2019г - Divadance


Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha Диво дэнс
© 2005 by Zhuzha