Статьи о танце от школы Divadance - Спб

пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Бхаратанатьям - терминология танца, основные понятия классического индийского танца

 

 

Ударение показано заглавной буквой. Для некоторых слов бытует разное ударение, а также разная транскрипция кириллицей, да и латиницей тоже. Что связано со сложностью нахождения соответствий в фонетике языков - русского и тамили, санскрита.

Хотя "Абхинайя Дарпана" ("Зеркало жестов") написана на санскрите, наттуванары ("наставники", т.е.учителя танца в Индии) редко пользуются санскритскими словами, предпочитая на занятиях с учениками прибегать к тамильскими терминами.

Поэтому общие термины, касаемые любого классического танца (нритта, нритья, натья, абхинайя, бхава, раса, хаста) - санскритские, а названия поз и движений именно бхаратанатьям - на языке "тамили".

 

танец бхаратанатьям - нритта абхинайя и нритья

 

нАтья - вид драматического искусства. Искусство танцевального представления. Танцевальная драма. Репертуар бхаратанатьям - отдельная статья Divadance.

 

нрИтта - "чистый танец" - то есть танец как комбинация красивых движений, без внедрения образа, сюжета.

 

нрИтья - "внедрение" образа и сюжета в танец в том числе нритья хаста - искусство самовыражения посредством жестов.

 

абхинАйя - искусство выражения чувств, образов, сюжетов через художественное единство: мимики, поэзии (текста песни, который должен быть понятен зрителю), жесты (хасты), позы, выражение лица, костюм, декорации и многое другое. Это - выразительность танца, интонация. То, что позволяет внести в танец литературу, передать посредством танца самые тонкие переживания.

 

бхАва - эмоциональное состояние, которое переживает танцовщица в танце, мечтая донести эти эмоции вкупе с создаваемым образов до зрителя.

 

рАса (саскр.-"вкус", "привкус") - это тот "привкус", который остается у зрителя после просмотра танцевальной композиции. Те эмоции, что возникли в нем под воздействием танца. Есть 9 рас, наиболее распространена шрингара раса - любовная. То есть бхава танцовщицы порождает расу у зрителя.

 

хАста (санкср.-"тайная печать") - устоявшиеся веками жесты - положения пальцев, имеющие разнообразные значения. Хасты описаны в "Абхинайе Дарпане". Как изучить значение хаст в индийском классическом танце.

 

 

 

рАга (raga) - мелодическо-звуковая составляющая музыкального произведения. Это - совокупность звуков (нот, тонов), некоторые ограничения в порядке их использования, основной тон (доминанта в нашей терминологии) и иная совокупная информация. Приравнивать понятие раги к нашему понятию "мелодия" - не совсем корректно. Скорее, это - расширенное, усложненное понятие тональности и лада.

тАл (тала, taal, tala, taala) - ритм.

 

авартАн (Avartanam) - весь цикл ударов выбранного тала - от первого до последнего удара. Понятие похоже на наше понятие "такт".

 

 

солукАтта - sollukatta - слоги, под которые выполняются адаву, их же мы слышим во вмногих частях музыки для танца bharatanatyam). Подробнее о солукатту слогах для разных адеву.

 

гУнгуру (гхунгуру, гунгру, gunguru, ghunguru, gungru, ghungru) - в южной Индии их еще называют "челангаи". Они бываю два вида: плетеные и на ткани или коже. В северо-индийском классическом стиле катхаке штаны длинные, поэтому длинная плетеная косичка с колокольчиками несколько раз обвивает ногу поверх штанин и концы ее связываются друг с другом. И то может натирать ногу, поэтому иногда между тканью штанины и плетенкой прокладывают ткань. В южно-индийских стилях (к которым относится бхаратанатьсям, кучипуди, одисси и другие) штаны короткие, поэтому гхунгуру одевается на голую ногу, так что плетенка уже не подходит. Сооружается повязка из ткани или кожи, на которую рядами нашиваются матовые бубенцы.

К гунгуру особое отношение, как предмету, символизирующему все святое в искусстве танца. Их не швыряют, где попало, не дают поносить другим людям, не ходят с ними в туалет и так далее. Их освящают священнослужители, а гуру с благословением торжественно преподносит их ученику.

 

 

Смотрите другие статьи об индийских танцах, много видео indian dance есть в разделе Видеоклассификатор Divadance, плюс Фотогалереи индийских танцев

 

 

 

ПОНЯТИЯ, связанные с КОМБИНАЦИЕЙ движений:

адавУ (Адаву, adavu, adugulu, адеву) (тамили-"танец","движение") = карана (то же на санскрите) - канонические, устоявшиеся и известные всем комбинации 2 или более движений, на которых построено изучение бхаратанатьям

 

джАти- имеет два значения:
а).в музыкальной теории индийской классической музыки - это количество ударов в главном фрагменте любого тала, именуемого лагху (от одного до пяти ударов), в результате которого талы делятся на 5 типов: Tisra, Catusra, Khanda, Misra, Sankirna
б). небольшие комбинации движений, состоящие из адеву или других движений бхаратанатьям, выполняемые под слоговое пение (та, тей, там, ха и т.п.)

 

корвАй (корвей, korvai) - тоже комбинации из адеву или других движений бхаратанатьям. Отличие от понятия "джати" в том, что "корвей" говорят чисто про танцы, тогда как "джати" - музыкальное понятие (фрагмент вариации слогового пения). Выполнение корвей под слоги (тей там и т.п.) тоже называют "джати". Тогда как корвей - часть танца, аккомпанементом для которого являются: звуки инструментов, слоговое пение (саргам: са, ри, га и т.п., иные слоги), их сочетание. Например, часть танца джатисварам (там пение саргам) называется корвей, а не джати.

Каждая поза, адаву (карана), предполагает определенное положение рук и ног и состоит из трех элементов: стхАнака sthanakam (начальная позиция), чари - движение и нритта хаста (жесты рук).

 

арангетрАм (arangetram) - первое публичное выступление танцовщицы, дебют.

 

Статья опубликована 8 декабря 2009г - Divadance

 

Вы можете изучать разные аспекты индийского танца не только очно, а ещё и дистанционно - занятия онлайн по любой тематике, подробнее...

 

 

Автор статьи: Елена Стеценко

 

 

классический индийский танец,

 

Танцевальная студия Диваданс - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha