Статьи о танце от школы Divadance - Спб

пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Сарасвати в классическом индийском танце бхаратанатьям

 

 

Сарасвати - одна из самых значимых богинь в индуизме. Супруга Брахмы. Поэтому есть много классических индийских танцев, посвященных её. В статье Диваданс было уже сказано про Тримурти и Тридеви. Если не читали, то стоит туда сначала заглянуть. Вкратце напомню: Тримурти — это троица богов: Брахма, Вишну, Шива. Их жены составляют свою троицу - Тридеви.

 

Брахма - бог созидания, поэтому Сарасвати (Devi Saraswati), его супруга, тоже занята созидательной деятельностью. Она - богиня наук и искусств. Поэтому музыканты и певцы часто её вспоминают и почитают. Плюс её изображения часто висят в учебных заведениях, а также многие из них нарекают её именем.

 

 

Девахаста

 

Девахаста Сарасвати: левая рука — капитта (Kapittha), правая — сучи (Suchi), указывает на капитту левой руки.

Одно из её имен - Bharati – богиня песнопения.

 

 

Черты её образа, отражаемые в индийском танце

 

Одета она в белые одежды. Черты её образа: чистота, вдохновение, возвышенность.

Её вахана (vahana), то есть ездовое животное - это лебедь. Если Вам нужно обрисовать ситуацию с помощью жестов и в тексте есть фраза с ваханой, то левая кисть изображает птицу - для этого есть несколько вариантов, например, распущенный хвост с помощью алападмы ладонью вправо. А правая в виде шикарам торжественно накладывается на запястье левой руки.

 

Конечно, как и в любых песнях о тех или иных богинях, воспевается её красота. Чем бы не "ведала" та или иная богиня, чем бы не занималась, все они прежде всего прекрасны. Для этого много способов, описание которых требует отдельной статьи. Лотусоглазая. С прекрасным лицом. С дивным ожерельем...

 

 

На приведенном ниже видео Вы увидите пример этого. В видео прилагаются субтитры на русском, позволяющие сопоставить жесты танца бхаратанатьям и текста музыкального сопровождения.

 

 

Что же является отличительной чертой Сарасвати и на чем акцентируется внимание в текстах для танца и в жестах?

 

Сарасвати держит в руках вину - это струнный инструмент округлой формы с длинным тонким грифом.

Сарасвати её держит и, разумеется, искусно играет на ней.

 

Значит, это мы должны обязательно изобразить. Для этого нужно очень четко представить себя, держащей инструмент. Не можете представить вину? Представьте для начала гитару. Может играли или хотя бы держали в руках. Сделайте левой кистью хасту мригаширшу и уложите склеенные фаланги трёх пальцев на воображаемый гриф, то есть поперек струн.

Если совсем тяжко представить, возьмите сковородку, хорошо бы с ручкой подлиннее. Круглая часть у вас в районе живота жарочной поверхностью к зрителю, ручка идёт влево вверх. Представьте, что поверх ручки струны натянуты и их нужно прижать к поверхности ручки. К поверхности, что видит зритель. Конечно, если бы нашелся зритель, готовый наслаждаться Вашей игрой на сковородке...

 

А чтобы издать другие звуки переместите пальцы вверх либо вниз по ручке, чтобы вновь прижать, но уже в другом месте. Проделайте эти несколько подрагивающие, подергивающиеся жесты. Сделайте их в хасте мригаширша.

Теперь "поездите" выше - ниже по грифу (по ручке сковороды).
И теперь представьте, что гриф в три раза длиннее и перемещаться надо намного выше.

 

Теперь надо ещё правую кисть пристроить. Она должна дергать струны.

 

Для этого подходит три варианта хаст: катакамука, другая версия катакамуки (когда средний палец смотрит в ладонь) или капитта. Принимаем одну из них и теперь проделываем мелкие подрагивающие движения недалеко от середины круглой части сковороды. Ведь там у струнных инструментов отверстие в корпусе и именно там извлекается звук из струн. Если хоть раз держали в руках медиатор вкупе с гитарой, то ещё легче - пальцами Вы словно держите медиатор и извлекаете звуки из струн.


Какую бы хасту Вы не выбрали, пальцы направлены к сковородке, Вы же не тыльной стороной ладони звуки из струн можете извлечь.

 

Важно не "убегать" далеко от средней части сковороды. Ведь отверстие в корпусе струнного инструмента за Вами бегать не будет. То есть правая кисть работает всё время в одной точке пространства. Тогда как левая смещается по грифу.

Игра на струнных инструментах встречается в разных танцевальных номерах индийского классического танца бхаратанатьям. Но в случае танцев, посвященных Сарасвати, это просто обязательный элемент.

 

Более того, в танцах о Сарасвати эта тема развивается: мы не просто принимаем позу игры на струнном инструменте и играем на нем. Мы ещё и танцуем при этом. То есть руки играют на вине, а ногами делаем те или иные комбинации. Одни шаги, другие, третьи. А руки в это время играют и играют. По первости, дело непростое. Но выполнимое. В танцах о Сарасвати такой процесс может занять и полминуты и даже минуту.

 

 

На видео примере взято пушпанджали по Сарасвати. Пушпанджали - танец подношения цветов. Может посвящаться любому герою, героине. В пушпанджали часть танца руки сложены так, чтобы удерживать лепестки. Соответственно акцент делается на смену разных движений ног. Под все эти комбинации движений ног потом также хорошо и логично ложится игра на вине вместо держания лепестков, что Вы можете увидеть на видео. Но это вовсе не значит, что игра на вине наложенная на комбинации движений ног встречается только в пушпанджали. Это - вообще черта танцев, посвященных Сарасвати.

Конечно, как и в любом танце о богах есть фразы "преклоняемся к ее стопам" и т.п. элементы поклонения, уважения. В случае Сарасвати никакой специфики в них нет и это те же жесты как бы коснуться патакой воображаемых стоп перед собой (не сильно наклоняясь). Или анджали надо головой. Или другие жесты с подобным смыслом, часто встречающиеся в танцах бхаратанатьям.

 

Покровительница поэзии и пения.

 

Сарасвати также даёт людям дар прекрасного голоса: в пении, в речи, в поэзии.

Это часто отражается в текстах музыкального сопровождения для индийского классического танца. Поэтому типичен соответствующий жест.


Раскроем плавно и лирично пальцы обеих рук из мукулы в алападму. Сделаем это в районе губ. Представьте, что с Ваших губ слетает нечто волшебное в направлении к зрителям. Вот и раскроем свои пальчики волшебно, отправляя их по мере раскрытия в сторону к зрителю. Сделаем это пластично и поэтично. Не забудем не уронить локти, которые, как всегда должны смотреть в стороны.

 

Супруг Сарасвати - Брахма тоже часто фигурирует в танцах про Сарасвати. Как в связи с тем, что он её муж, так и в ином контексте: при описании тех или иных событий.

 

Значит, мы должны вспомнить девахасту Брахмы. Правая рука на уровне груди хамсасья (держание чёток), левая - на уровне пониже в виде перевернутой чатуры - чатуры ладонью вверх (символ Вед).

 

 

Сарасвати в текстах тоже могут связать с Ведами и упоминать Веды в песнях о ней. Как например, в конце приведенного здесь видео.


Подобное мы, кстати, описывали уже в статье о танцах про Лакшми.

 

Показать Веды можно:


а). Цифра 4 в виде четырех растопыренных пальцев ладонью к зрителю (тогда как большой палец прижат к ладони)
б). Тот же жест, но плюс левая рука в виде шикарам, подрагивая (как бы держание колокольчика)
в). Перевёрнутая чатура, как в вышеописанной девахасте Брахмы.

 

 

Елена Стеценко

 

Статья опубликована 4 марта 2020г - Divadance


Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha Диво дэнс
© 2005 by Zhuzha