Статьи о танце от школы Divadance - Спб
пр.Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул.Есенина 9-1 (т.291-43-34)
пр.Косыгина 19-3 (т.577-22-21)
танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс
Diva dance ВКонтактеDiva dance в Инстаграмме - Instagram danceDiva dance на ЮтьюбеDiva dance в FacebookDiva dance в ТвиттереRSS-фид школы танца Diva danceDiva dance в Моем Мире

Статья: Народные танцы - загадки формирования.

 

народные танцы - укрупненной версии изображения нетТема данной статьи была предложена на форуме нашего сайта, за что благодарим наших читателей. Предлагайте еще темы для будущих статей в соцсетях!

 

Задавались ли вопросом, почему одни национальные танцы отличаются от других и почему танцы определенного народа стали именно такими, какими мы знаем их сейчас?

 

Смотрите видео народных танцев от Divadance

 

Взглянем на народные танцы свежим взглядом!

 

Довольно долго мы воспринимаем как свою, так и чужую национальную культуру как должное, но стоит только задать себе эти вопросы, как Вы глубоко задумаетесь. Так давайте порассуждаем вместе об общих закономерностях становления народных танцев.

 

Это сейчас мы воспринимаем танец как искусство, а не только как социальное явление. Как искусство мы его "наблюдаем" в театре и т.п. Социальные аспекты проявляются на дискотеке, вечеринке, это танец как времяпрепровождение, как повышение собственного статуса в кругу друзей и не только друзей. Сейчас мы видим народные танцы на сцене, но возникали и развивались они как социальное явление. Люди собирались в деревнях и более крупных поселениях, чтобы развлечься, познакомиться и так далее.

 

 

 

Влияние климата

 

И если мы обратим свой взор во времена, когда еще не было электричества и прочих достижений науки и техники, то поймем, что важную роль играл климат. Если Вы собираетесь на солнечной поляне в мороз, что Вы будете делать? Правильно, притоптывать. И двигаться быстро. Какие народы имеют характерные танцы с притопыванием вкупе с подскоками? Русские, ирландцы, другие славянские народы. Да, в испанских танцах тоже есть дроби, но нет таких подскоков. На морозе Вы, конечно, можете двигаться и медленно, но только очень тепло одевшись. Теплая и соответственно тяжелая одежда порождает хороводы. Чем холоднее климат, тем теплее и тяжелее одежда, а потому и медлительней танец. Так, наш с Вами русский танец существенно разнится на севере и на юге. На севере больше "важничают", на юге двигаются легче и задорнее.

 

Если климат совсем жаркий, то подпрыгивать Вам уж точно не захочется. Так движения корпуса в некоторой степени "берут верх" над движениями ног (танец живота, индийские танцы)

 

русский народный танец русский народный костюм русская тройка

 

Влияние одежды и аксессуаров

 

Другой фактор - национальная одежда. Танец очень сильно связан с национальным костюмом. Про сарафаны для хоровода мы уже говорили. В украинском танце есть типичная поза - ладонь прижата к нижней части шеи, что придает танцу оттенок женственности. А ведь распространенным элементом костюма являются крупные длинные бусы, которые если не придерживать, будут "прыгать" и даже бить по лицу. Так, движение возникло в связи с костюмом и осталось в танце даже при возможном отсутствии бус.

 

японский костюм японские танцы

 

Управление аксессуарами в танце формируют определенные движения, которые затем исполняются и без данного аксессуара в руках. Например, траектории движения танца с веером можно проследить в танцах народов, использующих веер (испанские, японские и пр.) и когда этот веер в руке отсутствует. Представьте русский танец с веером. Не можете? И я не могу. Веер призван охлаждать, что актуально в жарком климате. Так мы опять возвращаемся к влиянию климата на народный танец. А теперь представьте газовую шаль в русском танце. Тоже не очень то подходит для нашего климата. Тогда как наши тяжелые платки и шали не актуальны в жару, где скорее удобно накинуть легкую воздушную шаль на обнаженные плечи.

 

русское гуляние

 

 

Религиозные и социо-культурные факторы

 

русский народный хороводОгромную роль играют традиции, в том числе связанные с религией. В исламских странах женщины носят платки, а то и паранджу. Поэтому особое значение приобретает обращение с платками, шалями, закрывание шалью лица, головы.

 

Христианство активно вытесняло языческие обряды, но что-то от них осталось в любой культуре. Круговые линии хороводов, например. Танцы с огнем.

 

В таких странах, как Китай, Индия, Корея, Япония, современные нам религии не столь действенно задвинули прежнюю языческую культуру на задний план. Тем диковиннее нам кажутся их танцы.

Кроме "внутренних" факторов, влияющих на формирование народного танца, есть и внешние - воздействие других национальных культур.

 

Такое воздействие, или влияние, может проходить при разных условиях. Даже простое соседство выливается в некоторое взаимопроникновение культур соседей. Ведь смешанные браки не запретишь. Прибавим к этому взаимовлияние народов, связанных торговыми отношениями. Есть еще и интервенция. Если одна страна находится под длительным гнетом другой, то некоторого смешения культур не избежать. Так, в статье об истории фламенко, мы уже приводили последовательность "вливания" в испанский танец провинции Андалузии других культурных традиций. Арабские племена берберов в восьмом веке придали этому танцу некий едва уловимый восточный колорит. А цыганский танец придал фламенко пламенность пламенным и сделал отличным от остальной испанской танцевальной культуры. Так можно проследить взаимосвязь танцевальной культуры с историей страны.

 

Исследованием культурных взаимосвязей занимается культурология. Отвлекшись от выучивания фактов и дат, упорно ускользающих из головы, давайте задумаемся над всеми этими взаимосвязями и закономерностями. Тем более что выводы таких рассуждений мы помним намного дольше выученных фактов.

 

Статья опубликована 17 апреля 2006г - Divadance

 

Елена Стеценко,


Студия Диваданс, Санкт-Петербург.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha

 

 

 

Африканский танец "Эльмоло"

отчетный концерт "Диваданс" в большом концертном зале Мюзик-Холла 2 июня 2012г.

Хореограф Андреева Анжелика