Статьи о танце от школы Divadance - Спб

пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
пр. Солидарности 3-3

(т. 8(962)727-42-74)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Использование жестов вместо реквизита в любых танцевальных направлениях

 

 

Как часто мы выносим на сцену предметы, хотя можем показать их языком жестов! Всё-таки танец — это передача реальности и чувств языком тела. И если Вы способны символически показать своим телом предмет так, чтобы его распознал зритель, то зачем выносить его физически? Конечно, иногда реквизит ценен тем, что он красив и с ним можно долго «играть», обыгрывать его в танце и так, и этак, чему много статей Диваданс посвящено, а также видео на этом сайте. Но иногда предмет нам нужно продемонстрировать недолго (ради образа, смысла того или иного момента танца или ради сюжета). Так может заменить его символическими жестами. Особенно это актуально, когда фонограмма на русском языке и пропеваемое соединяется с обозначающим его жестом — так получается та магическая связь искусства, где через ассоциации и символы передается всё.

 

 

 

 

Общие принципы использования визуализации жестами в танцевальных выступлениях

 

1. С одной стороны, мы должны максимально близко к быту и реальности показать предметы или действия. И для этого нужна театральность — большая амплитуда, некоторое переигрывание, чтобы зритель на расстоянии всё разглядел и понял.

 

2. С другой стороны, руками не касаемся своего тела, даже если жест это предполагает. Например, в процессе надевания украшений мы выкладываем воображаемые украшения как бы на тело, но по телу руками не водим — оставляем воздушную прослойку между руками и телом.

 

3. Не суетимся. Будете спешить, делать всё быстрыми мелкими движениями — зритель ничего не поймет. Действовать нужно размеренно, подчеркивая значимость того, что Вы показываете. В нашей студии Divadance наши ученики уже многократно успешно обыгрывали жесты в танцах.

 

Разберем несколько вариантов — что можно показать руками.

 

 

Писать письмо (роман, книгу, любовное письмо)

 

Левую кисть делаем плоской, это — как бы лист бумаги. Правая должна изобразить пишущий предмет. Сведите вместе большой и указательный палец в прямом или почти прямом состоянии. Этой сцепкой пальцев и «водите» по «бумаге», выводя строку за строку, подергиваясь кистью. Остальные пальцы лучше растопырить, чтобы кисть смотрелась красиво, и Вы выглядели поэтично и возвышено. А иначе не ясно, зачем Вы скученными в щепотку пальцами ковыряете в левой руке. Плюс старайтесь показывать жесты как можно ближе к реальности.

 

Зеркало, надевание украшений, прихорашивание, красота

 

Представим цепочку действий — можно использовать что-то одно, можно комбинировать те или иные движения. Вы красиво сидите на стуле, на полу или стоите в фактурной позе. Левая кисть будет зеркалом. Пальцы выпрямляем и склеиваем и держим слева-спереди у лица, смотримся в него. Можно после этого как бы зевнуть, потянуться. Посмотрим на свое отражение и порадуемся своей красоте — поводим правыми пальчиками вокруг лица с довольным видом, поправим прическу.

 

 

Можно покрасить глазки и брови указательным пальцем (остальные собраны в почти что кулачок). Провести перед губами указательным либо большим пальцем (нанесение помады).

 

Берем воображаемые серьги и, красиво растопырив пальцы, как бы вдеваем их черед череду красивых завиткообразных движений. Надеваем колье и т. п. Главное, красиво держать пальцы, не расслаблять и не скрючивать их. Где можно, там добавлять женственные повороты кисти для красоты. После этого снова смотримся в зеркало и радуемся, удовлетворенные увиденным.

 

 

 

Важно продемонстрировать всю ту гамму эмоций на лице, какую можно вообразить у красотки перед зеркалом — томность, озабоченность, радость, удовлетворение собой, кокетство. Не застывайте в одной эмоции, лучше будет их череда на лице во время этой мизансцены. Жесты прихорашивания особенно хорошо смотрятся в стрип танцах, данс-миксе (джаз-фанке, гоу-гоу) и индийских танцах.

 

 

 

Игра на музыкальных инструментах

 

Можно изобразить перкуссию (не барабан, где играют палочками, а именно перкуссию, когда ритм выбивается непосредственно кистью) - думаю и так понятно, как это можно сделать.

 

Флейта и тому подобные духовые инструменты

 

можно изобразить с помощью вывода кистей в линию, продолжающую линию губ вправо. Сначала выстраиваем левую кисть так, чтобы большой палец почти касался губ, а мизинец был максимально отстранен от большого и находился на линии губ параллельно земле. К мизинцу левой руки пристраиваем большой палец правой руки и мизинец правой руки тоже отводим подальше по этой же линии. Получается, все эти четыре пальца будут на одной линии — по сути, дудочкой.

 

Струнные инструменты (гитара и так далее)

 

Левая рука сдвигается то вверх, то вниз по воображаемому грифу, подрагивая, как бы прижимая струны. Правая подрагивает там, где у гитары пространство струн для самого извлечения звука. Если сами не играли на гитаре, понаблюдайте за гитаристами и скопируйте их движения, представив себе гитару в своих руках.

 

Пианино

 

Ну, тут понятно — изображаем игру на пианино. Понятно, что в фонограмме должно отчетливо слышаться фортепианное соло.

 

 

Оружие

 

Пистолет - указательный и средний палец прямые и вместе держатся, остальные согнуты. Вы можете целиться пистолетом, стрелять, сдувать воображаемый дымок с дула. Смотрите также статью о данс-миксе в стиле милитари.

 

 

Лук.

Левая рука, держащая лук — в виде кулака с выпрямленным вверх большим пальцем, правая рука оттягивает тетиву.

 

Можно изобразить обращение с мечом и прочее.

 

Часто символические жесты, ассоциирующие с оружием нужны даже не для того, чтобы изобразить оружие, а просто для создания агрессивного образа, настроя танца.

 

 

Другие предметы и действия:

 

Книга — раскрываем кисти, закрываем, читаем.

 

Цветок — с помощью красивых раскрытий и/или кручений пальцев, кистей.


Забота о ребенке — держим руки, как будто держим младенца и заботливо покачиваем.


Потребление алкоголя — как манерное питье из бокала, так и закидывание в себя стопок с более крепкими напитками. Уместно для образа отчаявшейся женщины и т. п.

 

Веер — обмахиваемся веером растопыренными пальцами.

 

Пантомима закономерным образом сплетается с искусством танца, образуя в этом симбиозе интересные и волнующие воображения формы.

 

Как реализуется язык жестов в классическом индийском танце.

 

 

 

Елена Стеценко

 

Статья опубликована 21 сентября 2018г - Divadance


Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha Диво дэнс
© 2005 by Zhuzha